Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 сентября 2007 г. N Ф09-7426/07-С6
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 декабря 2007 г. N А60-4305/2007-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2007 (резолютивная часть от 10.05.2007) по делу N А60-3160/07.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации г. Екатеринбурга - Нестеров Е.Н., главный специалист юридического отдела (доверенность от 25.08.206 N 01.1/50.2-19/1817);
военной прокуратуры Приволжско-Уральского военного округа - Полухин Н.И., полковник юстиции (доверенность от 19.04.2007 N 2831, удостоверение N 12281).
Военный прокурор в интересах Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления главы г. Екатеринбурга от 14.11.2006 N 1985 о предоставлении закрытому акционерному обществу "ЭлКуб" (далее - общество "ЭлКуб") в аренду земельного участка площадью 4073 кв.м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в границах улиц Отрадная-Краснокамская, для строительства административно-бытового комплекса сроком на 3 года. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации, общество "ЭлКуб", федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Сосновское", Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть Министерства обороны Российской Федерации, автобаза Управления торговли Приволжско-Уральского военного округа.
Решением суда от 15.05.2007 (резолютивная часть от 10.05.2007) в удовлетворении требований военного прокурора отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит решение суда отменить, принять по делу новое решение и удовлетворить заявленные требования. Заявитель считает, что спорный земельный участок является федеральной собственностью и относится к землям обороны, поскольку был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование автобазе Управления торговли Уральского военного округа. По мнению заявителя, вывод суда относительно отсутствия сформированного как объекта права земельного участка, предоставленного автобазе на праве бессрочного пользование по акту от 31.08.1959 N 1091б, основан на законодательстве, вступившем в действие после принятия данного акта. Заявитель указывает, что нарушение прав Российской Федерации оспариваемым постановлением выражается в распоряжении администрацией земельным участком, являющимся федеральной собственностью.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЭлКуб" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании постановления главы г. Екатеринбурга от 14.11.2006 N 1985 между администрацией г. Екатеринбурга (арендодатель) и обществом "ЭлКуб" (арендатор) заключен договор от 15.12.2006 N 3-945 аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:03 06 005:0024 площадью 4073 кв.м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в границах улиц Отрадная - Краснокамская, сроком на 3 года для строительства административно-бытового комплекса.
Полагая, что часть земельного участка, предоставленного обществу "ЭлКуб", расположена на земельном участке площадью 60,4 га, находящемся на основании акта от 31.08.1959 N 1091б в бессрочном (постоянном) пользовании Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем постановление главы г. Екатеринбурга от 14.11.2006 N 1985 вынесено с нарушением закона и экономических интересов Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, военный прокурор, действуя в интересах Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований военного прокурора, исходили из следующего.
Для признания незаконным решения, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из копии акта от 31.08.1959 N 1091б "О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства и дальнейшей эксплуатации" (т. 1, л.д. 18-21) отделом по делам архитектуры Свердловского горисполкома на основании решений Свердловского горисполкома депутатов трудящихся от 12.05.1954 N 607-м, от 22.07.1959 N 444 автобазе Управления торговли Уральского военного округа в бессрочное пользование предоставлен земельный участок существующего подсобного хозяйства площадью 60,4 га, состоящий из земель, находящихся в фактическом сельскохозяйственном пользовании автобазы, расположенный в Верх-Исетском районе по Московскому тракту с северной стороны, в границах, обозначенных на прилагаемом к акту землеотводом плане.
Земельный участок в соответствии со ст. 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации является объектом гражданских прав.
Согласно положениям ст. 68-70 Земельного кодекса Российской Федерации формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера (ст. 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре"),
В силу п. 3 ст. 14, п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель. Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.
Суды указали, что поскольку мероприятий по определению местоположения границ земельного участка площадью 60,4 га на местности с составлением кадастрового дела и кадастровой карты не проводилось, границы земельного участка определены схематично, то отсутствует возможность установить площадь и границы земельного участка, в которых происходит наложение участка, предоставленного обществу "ЭлКуб", на земли Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, суды правомерно признали, что доказательств нарушения постановлением главы г. Екатеринбурга от 14.11.2006 N 1985 действующего законодательства, а также прав и законных интересов Российской Федерации в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований военного прокурора не имеется.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что вывод суда относительно отсутствия сформированного как объекта права земельного участка, предоставленного Министерству обороны Российской Федерации на праве бессрочного пользования по акту от 31.08.1959 N 1091б, основан на законодательстве, вступившем в действие после принятия данного акта, отклоняется, так как отсутствие кадастрового учета указанного земельного участка не позволяет установить его местоположение и границы, а следовательно, и факт наложения на него земельного участка общества "ЭлКуб".
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2007 (резолютивная часть от 10.05.2007) по делу N А60-3160/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области государственную пошлину в доход федерального бюджета за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера (ст. 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре"),
В силу п. 3 ст. 14, п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель. Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 сентября 2007 г. N Ф09-7426/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника