Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 сентября 2007 г. N Ф09-6768/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (далее - инспекция, административный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2006 по делу N А07-26695/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Башспирт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 07.11.2006 N 54-23-17/26 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Решением суда от 26.12.2006 заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, административный орган просит данные судебные акты отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка по вопросам соблюдения обществом требований законодательства в области соблюдения сроков по представлению деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3-й квартал 2006 г.
В ходе проверки инспекцией установлено, что указанные декларации на бумажном носителе представлены обществом с пропуском предусмотренного законодательством срока (при сроке представления 10.10.2006 декларации были представлены обществом 12.10.2006).
Тем самым, по мнению административного органа, обществом были нарушены положения ст. 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон), п. 4, 6 Положения о предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 (далее - Положение о предоставлении деклараций).
По результатам проверки инспекцией составлен протокол от 07.11.2006 N 54-23-17/133 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 07.11.2006 N 54-23-17/26 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом был нарушен, а допущенные нарушения носят существенный характер.
Данные выводы являются правильными, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
В соответствии со ст. 28.2 Кодекса составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что протокол N 54-23-17/133 об административном правонарушении общества инспекцией составлен 07.11.2006 без участия законного представителя общества. Доказательства надлежащего уведомления общества об этой дате и времени составления протокола, а также доказательства, свидетельствующие об обеспечении ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса, инспекцией не представлены. Соответствующих записей протокол и определение от 18.10.2006 N 9 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования не содержат (т. 1 л.д. 9-10, 47).
Уведомление от 18.10.2006 о составлении протокола (т. 1, л.д. 38), направленное инспекцией в адрес общества сопроводительным письмом от 19.10.2006 N 54-23-15.2/13606, не только не содержит указания на конкретное время и дату составления протокола об административном правонарушении, в том числе и на 07.11.2006, но фактически устанавливает не предусмотренный Кодексом альтернативный порядок составления такого протокола ("явиться до 02.11.2006").
С учетом этого протокол об административном правонарушении общества от 07.11.2007 N 54-23-17/133 суды обосновано не приняли во внимание в качестве процессуального документа, на основании которого общество могло быть привлечено к административной ответственности.
Суды правомерно учли также и то, что о времени и месте рассмотрения дела общество не было уведомлено, поскольку постановление N 54-23-17/26 о назначении ему административного наказания административный орган в нарушение требований ст. 25.1, 25.4, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса вынес в день составления протокола об административном правонарушении, то есть 07.11.2006, без участия законного представителя общества.
Выводы судов о существенном характере указанных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности являются правильными, поскольку повлекли нарушение процессуальных прав и гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, предоставленных ему ст. 25.1, 28.2 Кодекса.
При таких обстоятельствах решение суда и постановление апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат.
Отсутствие в обжалуемых судебных актах правовой оценки действий общества по несвоевременному представлению деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3-й квартал 2006 г. не может являться основанием для их отмены, так как наличие существенного нарушения административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности является самостоятельным и достаточным основанием для признания незаконным постановления инспекции от 07.11.2006 N 54-23-17/26.
Иные доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку они являлись предметом исследования в апелляционном суде и им дана правильная, соответствующая нормам действующего законодательства правовая оценка, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного кассационная жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2006 по делу N А07-26695/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что протокол N 54-23-17/133 об административном правонарушении общества инспекцией составлен 07.11.2006 без участия законного представителя общества. Доказательства надлежащего уведомления общества об этой дате и времени составления протокола, а также доказательства, свидетельствующие об обеспечении ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса, инспекцией не представлены. Соответствующих записей протокол и определение от 18.10.2006 N 9 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования не содержат (т. 1 л.д. 9-10, 47).
...
Суды правомерно учли также и то, что о времени и месте рассмотрения дела общество не было уведомлено, поскольку постановление N 54-23-17/26 о назначении ему административного наказания административный орган в нарушение требований ст. 25.1, 25.4, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса вынес в день составления протокола об административном правонарушении, то есть 07.11.2006, без участия законного представителя общества.
Выводы судов о существенном характере указанных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности являются правильными, поскольку повлекли нарушение процессуальных прав и гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, предоставленных ему ст. 25.1, 28.2 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 сентября 2007 г. N Ф09-6768/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника