Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 сентября 2007 г. N Ф09-7550/07-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 09.04.2007 по делу N А50-2213/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика" Осинского района (далее - предприятие, налогоплательщик) - Григорьев М.Л. (доверенность от 31.01.2007).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 13.10.2006 N 1658 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 212881 руб. за налоговый период - март 2006 г. - на сумму бюджетных средств.
Решением суда от 09.04.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 13 ст. 40, п. 2 ст. 153, п. 2 ст. 154, подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в силу которых, по мнению налогового органа, при реализации услуг по льготным тарифам налоговая база по НДС должна определяться с учетом средств, выделенных из бюджета, так как данные средства предназначаются на оплату льгот гражданам, а не обществу.
Проверив законность указанных судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для принятия доводов подателя жалобы и отмены судебных актов не находит.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник по вопросу о необходимости включения в налоговую базу по НДС в марте 2006 г. сумм субсидий, полученных предприятием на покрытие убытков, возникающих при оказании жилищно-коммунальных услуг по льготным ценам, установленным для отдельных категорий населения (ветеранов, инвалидов).
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суды исходили из того, что при исчислении НДС субсидии и дотации, выделяемые налогоплательщику из бюджета на покрытие убытков, возникающих в связи с реализацией упомянутых услуг, не подлежат включению в налоговую базу.
Выводы судов являются правильными.
В соответствии с п. 1 ст. 146 Кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг).
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, в данном случае - цен с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством. Суммы субвенций (субсидий), выделяемые бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком льгот, предоставляемых в соответствии с законодательством отдельным потребителям, при определении налоговой базы не учитываются (п. 2 ст. 154 Кодекса).
В силу подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база должна быть увеличена на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Судами установлено и материалами дела подтверждается (договор от 10.01.2006 о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, счета-фактуры без НДС, акты приемки и платежные поручения), что средства, полученные предприятием из бюджета, не являются финансовой помощью, направляемой на пополнение фондов специального назначения либо в счет увеличения доходов налогоплательщика и не связаны с оплатой оказываемых услуг, поскольку имеют целью компенсировать убытки, возникающие у налогоплательщика в связи с реализацией услуг потребителям, имеющим право на льготы. В составе данных средств сумма НДС не содержится.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, применив к рассматриваемым правоотношениям правила п. 2 ст. 154 Кодекса, и отклонили доводы инспекции о необходимости включения в облагаемую базу указанных средств на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 09.04.2007 по делу N А50-2213/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Пермскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждается (договор от 10.01.2006 о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, счета-фактуры без НДС, акты приемки и платежные поручения), что средства, полученные предприятием из бюджета, не являются финансовой помощью, направляемой на пополнение фондов специального назначения либо в счет увеличения доходов налогоплательщика и не связаны с оплатой оказываемых услуг, поскольку имеют целью компенсировать убытки, возникающие у налогоплательщика в связи с реализацией услуг потребителям, имеющим право на льготы. В составе данных средств сумма НДС не содержится.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, применив к рассматриваемым правоотношениям правила п. 2 ст. 154 Кодекса, и отклонили доводы инспекции о необходимости включения в облагаемую базу указанных средств на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 сентября 2007 г. N Ф09-7550/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника