Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 сентября 2007 г. N Ф09-7778/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сарапултеплоэнерго" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.05.2007 (резолютивная часть от 16.05.2007) по делу N А71-1789/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Мекешкина Л.В. (доверенность от 15.01.2007 б/н);
Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (далее - РЭК) - Касаткин Г.Д. (доверенность от 15.11.2006 б/н).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным постановления РЭК от 22.02.2007 N 03/11 "Об исключении инвестиционной составляющей из тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Сарапултеплоэнерго" в 2007 г.".
Определением суда от 13.04.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Сарапула.
Решением суда от 21.05.2007 (резолютивная часть от 16.05.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2007 производство по апелляционной жалобе общества прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
РЭК в отзыве указала, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласна, просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным постановления РЭК от 22.02.2007 N 03/11 "Об исключении инвестиционной составляющей из тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Сарапултеплоэнерго" в 2007 г.". При этом общество указало, что оспариваемое постановление РЭК не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, нарушен порядок вступления силу и порядок публикации постановления как акта регулирующего органа об установлении тарифов, а также порядок изменения акта об установлении тарифов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд рассмотрел спор по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пришел к выводу о том, что постановление от 22.02.2007 N 03/11 вынесено РЭК в соответствии с действующим законодательством и является законным и обоснованным.
Прекращая производство по апелляционной жалобе, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд указал на то, что оспариваемое постановление РЭК является нормативным актом и его законность должна была быть проверена судом первой инстанции в соответствии с требованиями гл. 23 Кодекса, следовательно, принятое судом решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 195 указанного Кодекса, то есть в арбитражный суд кассационной инстанции.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, п. 1 постановления РЭК от 28.09.2006 N 12/12 утверждены и введены в действие с 01.01.2007 тариф на тепловую энергию, отпускаемую обществом, в размере 714 руб. 70 коп./Гкал, в том числе тариф на производство тепловой энергии - 584 руб. 45 коп./Гкал, с учетом инвестиционной составляющей на модернизацию и реконструкцию котельных - 47 руб. 93 коп./Гкал, и тариф на услуги по передаче тепловой энергии - 130 руб. 25 коп. /Гкал.
Постановлением РЭК от 22.02.2007 N 03/11 п. 1 постановления от 28.09.2006 N 12/12 изложен в новой редакции: утверждены и введены в действие с 01.01.2007 тариф на тепловую энергию, отпускаемую обществом, в размере 640 руб. 15 коп./Гкал, в том числе тариф на производство тепловой энергии - 509 руб. 90 коп./Гкал, тариф на услуги по передаче тепловой энергии - 130 руб. 25 коп. /Гкал.
Из указанного постановления от 22.02.2007 N 03/11 видно, что оно содержит властное предписание управомоченного на то органа государственной власти в области установления платы (тарифа) на производство тепловой энергии и услуги по ее передаче, обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения между обществом и конкретными потребителями.
Кроме того, как видно из искового заявления, общество указало на постановление от 22.02.2007 N 03/11 как на ненормативный акт, однако из текста заявления следует, что оспариваемое постановление не соответствуют, по мнению заявителя, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности со ссылкой на ст. 191 Кодекса.
При таких обстоятельствах постановление от 22.02.2007 N 03/11 является нормативным актом, рассмотрение дел об оспаривании которого должно осуществляться арбитражным судом в порядке, предусмотренном гл. 23 Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии с п. 54 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" расчет тарифов (цен) осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2.
В силу п. 6, 23, 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней доводится до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в недельный срок и обратной силы не имеет.
Между тем судом не дана оценка доводам общества о несоответствии оспариваемого постановления РЭК указанным нормативным правовым актам, а также оценка обоснованности установленных тарифов.
Кроме того, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований (ст. 49 Кодекса). Таким образом, право на изменение предмета и основания иска предоставлено только истцу.
В нарушение положений ст. 49, гл. 23 Кодекса суд вышел за пределы заявленных требований и фактически рассмотрел не заявленные обществом требования, а доводы РЭК о правомерности исключения из тарифа инвестиционной составляющей и вещные правоотношения, сложившиеся между обществом и администрацией г. Сарапула относительно муниципального имущества (муниципальных тепловых систем и объектов).
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене (ч. 1 ст. 288 Кодекса), дело - передаче на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить указанные недостатки, установить, в какой сфере возникли спорные правоотношения, а также правовую природу инвестиционной составляющей на модернизацию и реконструкцию котельных, предусмотренной постановлением РЭК от 28.09.2006 N 12/12, исследовать вопросы о соответствии оспариваемого акта законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и о том, какие права и законные интересы заявителя нарушены (не нарушены) оспариваемым актом, принять решение в соответствии с нормами материального, процессуального права, установленными обстоятельствами и с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.05.2007 по делу N А71-1789/07 (резолютивная часть от 16.05.2007) отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение положений ст. 49, гл. 23 Кодекса суд вышел за пределы заявленных требований и фактически рассмотрел не заявленные обществом требования, а доводы РЭК о правомерности исключения из тарифа инвестиционной составляющей и вещные правоотношения, сложившиеся между обществом и администрацией г. Сарапула относительно муниципального имущества (муниципальных тепловых систем и объектов).
...
При новом рассмотрении суду необходимо устранить указанные недостатки, установить, в какой сфере возникли спорные правоотношения, а также правовую природу инвестиционной составляющей на модернизацию и реконструкцию котельных, предусмотренной постановлением РЭК от 28.09.2006 N 12/12, исследовать вопросы о соответствии оспариваемого акта законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и о том, какие права и законные интересы заявителя нарушены (не нарушены) оспариваемым актом, принять решение в соответствии с нормами материального, процессуального права, установленными обстоятельствами и с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2007 г. N Ф09-7778/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника