Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 сентября 2007 г. N Ф09-7765/07-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2009 г. N Ф09-8193/08-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8193/08-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 января 2008 г. N Ф09-11553/07-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2007 г. N Ф09-9531/07-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 октября 2007 г. N Ф09-8481/07-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 августа 2007 г. N Ф09-6492/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации города Перми и общества с ограниченной ответственностью "Строй-маш" (далее - общество "Строй-маш") на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.04.2007 (резолютивная часть от 05.04.2007) по делу N А50-21254/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Строй-маш" - Соловьев Д.В., генеральный директор (протокол от 10.02.2006);
общества с ограниченной ответственностью "Манеж "Спартак" (далее - общество "Манеж "Спартак") - Козлова Е.А., Собянина Л.Г. (доверенность от 27.09.2006);
администрации г. Перми и Управления земельных отношений администрации г. Перми (далее - управление) - Манаков Я.Ю. (доверенности от 06.12.2006 и от 10.01.2007 N 3 соответственно).
Общество "Манеж "Спартак" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к администрации г. Перми, управлению, Департаменту планирования и развития территории города Перми (далее - департамент планирования) о признании незаконными действий начальника Управления территориального планирования департамента планирования Шуванова В.Ю. по согласованию проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Вавилова, 8, и начальника Управления регулирования земельных отношений Департамента имущественных отношений города Перми Пунгиной Л.Г. по утверждению проекта границ этого же земельного участка. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Пермский областной совет физкультурно-спортивного общества профсоюзов "Россия" (далее - областной совет ФСОП "Россия"), общество "Строй-маш", общество с ограниченной ответственностью "Фонд профсоюзного имущества".
Решением суда от 10.04.2007 (резолютивная часть от 05.04.2007, с учетом дополнительного решения суда от 18.04.2007) действия начальника Управления территориального планирования департамента планирования Шуванова В.Ю. по согласованию проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Вавилова, 8, и начальника Управления регулирования земельных отношений Департамента имущественных отношений города Перми Пунгиной Л.Г. по утверждению проекта границ этого же земельного участка признаны незаконными как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации. На должностных лиц администрации г. Перми возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Манеж "Спартак" путем отзыва подписей в проекте границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Вавилова, 8. С Департамента планирования и развития территории г. Перми и Управления земельных отношений администрации г. Перми в пользу общества "Манеж "Спартак" взыскано по 2000 руб. с каждого в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2007 решение суда изменено. Резолютивная часть изложена в следующей редакции: признать действия начальника Управления территориального планирования департамента планирования Шуванова В.Ю. по согласованию проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Вавилова, 8, и начальника Управления регулирования земельных отношений Департамента имущественных отношений города Перми Пунгиной Л.Г. по утверждению проекта границ этого же земельного участка незаконными как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.
В жалобах, поданных в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Строй-маш" и администрация г. Перми просят судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. Заявители считают, что судами неправильно применены нормы, содержащиеся в ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 15, 17 Федерального закона "О землеустройстве", поскольку со стороны должностных лиц администрации г. Перми, согласовавших и утвердивших спорный проект границ земельного участка, нарушений требований указанных норм закона, а также прав общества "Манеж "Спартак" допущено не было. Заявители указывают, что приведенные судом нормы регулируют процедуру землеустройства и межевания земельных участков. Поскольку должностные лица, действия которых оспариваются, не являются должностными лицами Росземкадастра, в их обязанности не входит проверка соответствия материалов межевания требованиям указанных выше норм, а также согласование и утверждение проекта межевания. Кроме того, при согласовании и утверждении проекта границ должностные лица не устанавливали новых границ земельного участка, а лишь отразили на проектном плане те границы земельного участка, которые были установлены ранее принятыми постановлениями администрации г. Перми и главы г. Перми (от 25.07.1994 N 1260, от 06.05.1999 N 856, от 10.01.2003 N 98, от 12.11.2003 N 3221, от 22.08.2005 N 1897). Заявители также полагают, что в рассматриваемом случае проводилось составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности, а не проекта территориального землеустройства, как это предусмотрено ст. 15 Федерального закона "О землеустройстве". При этом нарушение прав общества "Манеж "Спартак" было допущено со стороны землеустроительной организации, которая в соответствии со ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации не известила общество "Манеж "Спартак" о проводимых работах по установлению границ земельного участка на местности. По мнению заявителей, права общества "Манеж "Спартак" как собственника объекта не движимости, предусмотренные ст. 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действиями должностных лиц не нарушались, так как земельный участок под зданием легкоатлетического манежа не сформирован и границы его не установлены.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Манеж "Спартак" указывает на несостоятельность доводов заявителей, считает судебные акты правильными и обоснованными, просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, обществу "Манеж "Спартак" на праве собственности принадлежит 4-этажное здание легкоатлетического манежа площадью 10322,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Рабочая, 9 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.06.1999 серии АВ 451575).
По заказу областного совета ФСОП "Россия" изготовлен проект границ земельного участка площадью 12567,299 кв.м под существующим зданием легкоатлетического манежа, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. А. Вавилова, 8.
Указанный проект границ согласован и утвержден 28.07.2005 и 25.08.2005 должностными лицами - начальником Управления территориального планирования департамента планирования Шувановым В.Ю. и начальником Управления регулирования земельных отношений Департамента имущественных отношений города Перми Пунгиной Л.Г.
Общество "Манеж "Спартак", считая, что при изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении были нарушены его права как собственника здания легкоатлетического манежа, поскольку в нарушение положений ст. 17 Федерального закона "О землеустройстве", ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации не было извещено о проведении работ по определению границ земельного участка и формирование земельного участка было произведено без его участия, обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Суды, удовлетворяя требования общества "Манеж "Спартак", исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что на основании постановления администрации г. Перми от 25.07.1994 N 1260 областному совету ФСОП "Россия" были предоставлены земельные участки площадью 2,19 га и 1,57 га, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. А. Вавилова, 8 и ул. Рабочая, 9, для эксплуатации зданий легкоатлетического манежа, принадлежащего на праве собственности обществу "Манеж "Спартак", и дома спорта "Спартак", собственником которого является общество "Фонд профсоюзного имущества".
Обществу "Манеж "Спартак" в силу ст. 37 Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации перешли права на соответствующую часть указанных земельный участков, необходимую для использования здания легкоатлетического манежа.
Согласно ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
В соответствии с п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив имеющиеся в материалах дела документы, обоснованно указали, что проведение работ по определению границ земельного участка на местности, в том числе утверждение и согласование проекта его границ, проводилось без участия и волеизъявления общества "Манеж "Спартак", к которому перешло право на использование части ранее предоставленных областному совету ФСОП "Россия" земельных участков под зданием легкоатлетического манежа.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что, поскольку при согласовании и утверждении проекта границ земельного участка не учтены права общества "Манеж "Спартак" как собственника объекта недвижимости на часть спорного земельного участка, заявленные требования общества "Манеж "Спартак" подлежат удовлетворению.
Довод заявителей кассационных жалоб о том, что при согласовании и утверждении проекта границ должностные лица не устанавливали новых границ земельного участка, а лишь отразили на проектном плане те границы земельного участка, которые были установлены ранее принятыми постановлениями администрации г. Перми и главы г. Перми, отклоняется как противоречащий материалам дела.
Иные доводы заявителей рассмотрены судами первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2007 по делу N А50-21254/06 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационные жалобы администрации города Перми и общества с ограниченной ответственностью "Строй-маш" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обществу "Манеж "Спартак" в силу ст. 37 Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации перешли права на соответствующую часть указанных земельный участков, необходимую для использования здания легкоатлетического манежа.
Согласно ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
В соответствии с п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 сентября 2007 г. N Ф09-7765/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника