Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 сентября 2007 г. N Ф09-6773/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ангидрит" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2007 по делу N А07-24865/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007 по тому же делу. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет по управлению собственностью Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан по Иглинскому району.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Сельское поселение "Охлебининский сельсовет Иглинского района Республики Башкортостан" (далее - сельсовет) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу о взыскании 9157400 руб. задолженности по арендной плате.
Истцом заявлено ходатайство об уменьшении исковых требований до 9006162 руб. Ходатайство удовлетворено арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2007 исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскано 9006162 руб. задолженности по арендной плате.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требовании отказать, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Заявитель указывает на то, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.04.2007 на земельный участок, являющийся предметом договора аренды, государственная собственность не разграничена, следовательно, в силу ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы таких земельных участков не может определяться органами местного самоуправления. Общество полагает, что сельсовет превысил свои полномочия, применив необоснованные коэффициенты при расчете арендной платы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между сельсоветом (арендодатель), обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 30.12.2003 N 145, согласно п. 1.1 которого на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 03.09.2002 N 5-97 арендодатель передает арендатору земельный участок из категории земель промышленности площадью 14 га, кадастровый номер 02:26:40401:0005, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, вблизи с. Охлебинино, для использования в целях разработки восточного участка Охлебининского месторождения гипсового камня.
Согласно п. 6.2 договора арендатор обязан своевременно и в полном объеме вносить арендную плату за пользование земельным участком, в том числе и в случае изменения размера и порядка внесения арендной платы.
Пунктом 4.6. договора предусмотрено, что размер арендной платы может пересматриваться в одностороннем порядке не чаще одного раза в год в случае изменения установленных ставок земельного налога или введения коэффициентов к ним и в других случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации или Республики Башкортостан. Об изменении ставок земельного налога арендодатель информирует арендатора через средства массовой информации.
Ответчик не исполнял своих обязанностей по внесению арендной платы, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по арендной плате.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Установив, что общество не исполняло своих обязанностей по внесению арендной платы, а также то, что сумма задолженности составила за период с 01.01.2005 по 30.09.2006 - 9006162 руб., суды правомерно взыскали указанную сумму с ответчика в пользу истца. Указанный расчет является верным, не противоречащим материалам дела.
Довод заявителя о том, что сельсовет превысил свои полномочия, применив необоснованные коэффициенты при расчете арендной платы, отклоняется в силу следующего.
Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 18 Закона Республики Башкортостан от 28.02.1992 N ВС-10/33 "О плате за землю" порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Республики Башкортостан и муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Республики Башкортостан и органами местного самоуправления.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 06.01.2000 N 6 "Об утверждении временного порядка определения размера арендной платы за земли несельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан", а также постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.12.2005 N 286 "Об утверждении временного порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан и земли до разграничения государственной собственности на землю" предусмотрено право представительных органов местного самоуправления устанавливать коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и вид использования земельных участков.
На основании указанных нормативных актов решениями Иглинского районного Совета от 17.02.2005 N 6 "О плате за землю на 2005 год", от 30.12.2005 N 73 "О плате за землю на 2006 год" были установлены коэффициенты для расчета арендной платы за пользование земельными участками из категорий земель промышленности в целях разработки восточного участка Охлебининского месторождения гипсового камня.
Учитывая, что на земельный участок, являющий предметом договора аренды, государственная собственность не разграничена, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.04.2007, а также то, что условиями договора аренды земельного участка предусмотрено право арендодателя в одностороннем порядке пересматривать размер арендной платы в случае изменения установленных ставок земельного налога или введения коэффициентов к ним, суды пришли к обоснованному выводу о том, что сельсовет при установлении коэффициентов для расчета арендной платы правильно определил категорию арендатора, вид использования земельных участок и действовал в рамках полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
Ссылка заявителя на то, что истец не исполнил свою обязанность по извещению арендатора об изменении арендной платы, отклоняется. Как видно из материалов дела, решения Иглинского районного Совета от 17.02.2005 N 6 "О плате за землю на 2005 год", от 30.12.2005 N 73 "О плате за землю на 2006 год" были опубликованы в средствах массовой информации (л.д. 41-43).
Довод заявителя о том, что между сторонами договора отсутствует дополнительное соглашение об изменении арендной платы, несостоятелен, поскольку противоречит условиям заключенного договора.
Иных доводов в кассационной жалобе не содержится.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования норм процессуального права соблюдены, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2007 по делу N А07-24865/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ангидрит" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 18 Закона Республики Башкортостан от 28.02.1992 N ВС-10/33 "О плате за землю" порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Республики Башкортостан и муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Республики Башкортостан и органами местного самоуправления.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 06.01.2000 N 6 "Об утверждении временного порядка определения размера арендной платы за земли несельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан", а также постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.12.2005 N 286 "Об утверждении временного порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан и земли до разграничения государственной собственности на землю" предусмотрено право представительных органов местного самоуправления устанавливать коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и вид использования земельных участков."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 сентября 2007 г. N Ф09-6773/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника