Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 сентября 2007 г. N Ф09-7771/07-С6
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июля 2008 г. N Ф09-7771/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябгипромез" (далее - общество "Челябгипромез") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.04.2007 (резолютивная часть от 02.04.2007) по делу N А76-28671/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Челябгипромез" - Растегняева Ю.Л. (доверенность от 18.05.2007 N 10-316).
Общество "Челябгипромез" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области (далее - управление) о признании недействительным права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 151582000 кв.м с кадастровым номером 74:02:00 00 000:0000 в части участка площадью 11294 кв.м в соответствии со ст. 12, 301, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2, 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Аргаяшского района, Аргаяшский лесхоз, Министерство промышленности и природных ресурсов по Челябинской области, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата", Главное управление лесами Челябинской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - регистрирующий орган).
Решением суда от 10.04.2007 (резолютивная часть от 02.04.2007) в удовлетворении исковых требований общества "Челябгипромез" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Челябгипромез" просит судебные акты отменить, требования удовлетворить. Заявитель считает выводы судов о недоказанности нарушения прав общества "Челябгипормез" на пользование земельным участком не соответствующими обстоятельствам дела, поскольку земельный участок принадлежит обществу "Челябгипромез" на праве бессрочного (постоянного) пользования, что подтверждается государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования N ЧЛО-02-08-080. Согласно выписке из кадастрового плана от 28.09.2005 N 02/02-1-1168 земельный участок, предоставленный обществу "Челябгипромез", относится к землям особо охраняемых территорий. Однако судом данное обстоятельство не принято во внимание, и ему не дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" общество "Челябгипромез" обязано переоформить право постоянного (бессрочного) пользования и приобрести земельный участок на праве аренды или собственности. При этом отказ в государственной регистрации договора аренды указанного земельного участка в связи с отнесением части данного участка площадью 11294 кв.м к участкам лесного фонда нарушает права заявителя на спорный земельный участок. Заявитель также полагает, что судом дана неверная оценка документам, представленным на государственную регистрацию права Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 151582000 кв.м, как соответствующим положениям Инструкции "О порядке государственной регистрации договоров аренды безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса)", утвержденной приказом Минюста России от 23.01.2002 N 18 (далее - Инструкция о порядке государственной регистрации прав на участки лесного фонда).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решениями Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 27.05.1986 N 244-7 и от 30.10.1986 N 482 из земель Кузнецкого совхоза Аргаяшского района изъят земельный участок площадью 18 га и отведен в постоянное пользование институту "Челябгипромез" для строительства базы отдыха на берегу озера Увильды.
На основании решения администрации Аргаяшского района институту "Челябгипромез" выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования от 07.07.1993 N ЧЛО-02-08-080 указанным земельным участком.
Согласно постановлению главы Аргаяшского муниципального района от 20.10.2005 N 902 обществу "Челябгипромез" (правопреемник института "Челябгипромез") переоформлено право бессрочного (постоянного) пользования и предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 74:02:19:48:001:0001, площадью 18896 кв.м, из земель особо охраняемых территорий (земли рекреационного назначения), расположенный по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, юго-западная часть озера Увильды, для эксплуатации базы отдыха "Уралочка", сроком на 49 лет.
Регистрирующим органом отказано в государственной регистрации договора аренды указанного земельного участка со ссылкой на то, что часть данного участка площадью 11294 кв.м представляет собой участок лесного фонда, расположенный в квартале 110 Кузнецкого лесничества Аргаяшского лесхоза, и является собственностью Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 151571200 кв.м (леса первой группы - противоэрозийные леса), расположенный по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, Кузнецкое лесничество Аргаяшского лесхоза, кварталы с 1 по 128, зарегистрировано 31.12.2003 (свидетельство о государственной регистрации от 31.12.2003 серии 74-АИ N 004758). Позднее, в связи с устранением ошибки в материалах лесоустройства, площадь указанного участка изменена на 151582000 кв.м, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 13.06.2006 серии 74 АБ N 399584 (т. 2, л.д. 21, 22).
Общество "Челябгипромез", считая, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 151582000 кв.м произведена с нарушением положений ст. 2, 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и данной регистрацией нарушаются права и законные интересы общества "Челябгипромез" на пользование земельным участком, предоставленным на праве бессрочного (постоянного) пользования, а также на переоформление прав на него в установленном законом порядке, обратилось в суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества "Челябгипромез", указал, что согласно кадастровому плану земельный участок общества "Челябгипромез" относится к землям особо охраняемых природных территорий и является федеральной собственностью. Факт использования обществом "Челябгипромез" земельного участка, входящего в состав лесного фонда, не доказан. Не подтверждено доказательствами также и право истца на спорный земельный участок, в связи с чем общество "Челябгипормез" не вправе обращаться с исковым заявлением в порядке, установленном ст. 301-305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, пришел к выводу, что у общества "Челябгипромез" отсутствуют основания для оспаривания права собственности Российской Федерации, так как спорный участок отнесен к лесному фонду, а значит является федеральной собственностью. Кроме того, отклоняя доводы общества "Челябгипромез", суд апелляционной инстанции указал, что поскольку право собственности Российской Федерации регистрировалось на лесной участок, а не на земельный, то предоставление кадастрового плана не требовалось, что следует из положений ст. 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Инструкции о порядке государственной регистрации прав на участки лесного фонда.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, поскольку они вынесены при неполном выяснении значимых для дела обстоятельств и с нарушением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении настоящего спора судами не исследовался вопрос о том, входит ли спорный земельный участок площадью 11294 кв.м в состав участка лесного фонда площадью 151582000 кв.м, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Поскольку из кадастрового плана земельного участка площадью 18896 кв.м, предоставленного обществу "Челябгипромез", следует, что данный земельный участок относится к категории земель особо охраняемых территорий, судам следовало установить, к какой категории земель относился спорный земельный участок на момент его изъятия у Кузнецкого совхоза Аргаяшского района и предоставления обществу "Челябгипромез", а также изменялась ли его категория в установленном законом порядке.
В силу ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации (от 22.01.1997) к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено названным Кодексом. Исходя из положений ст. 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд должен исследовать и оценить доказательства, приведенные лицами, участвующими в деле, а также обосновать и мотивировать свои выводы об обстоятельствах дела принятыми доказательствами, законами и нормативными актами.
Делая вывод о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, суд апелляционной инстанции не привел его обоснования, не исследовал и не оценил имеющиеся в материалах дела доказательств, ограничившись лишь ссылкой на материалы дела.
Также следует признать необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок общества "Челябгипромез" является федеральной собственностью, поскольку относится к землям особо охраняемых природных территорий. Согласно ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Неправомерен вывод судов об отсутствии у общества "Челябгипромез" заинтересованности в оспаривании прав собственности Российской Федерации на участок лесного фонда.
В обоснование своих прав на земельный участок общество "Челябгипромез" ссылается на наличие у него государственного акта N ЧЛО-02-08-080 о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Нарушение своих прав он видит в невозможности переоформления права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку часть данного участка площадью 11294 кв.м отнесена к землям лесного фонда.
Согласно ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 30.06.2003) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Как следует из п. 6 Инструкции о порядке государственной регистрации прав на участки лесного фонда, действовавшей на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, на государственную регистрацию прав на участок лесного фонда предоставляются подлинники и копии плана участка лесного фонда, а также документы, содержащие описание участка лесного фонда, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Отклоняя довод общества "Челябгипромез" о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда в части участка площадью 11294 кв.м проведена с нарушением требований, установленных ст. 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку не был представлен кадастровый план данного участка, суд апелляционной инстанции указал на необязательность данного условия, так как участок лесного фонда не является земельным участком и в соответствии с п. 6 Инструкции о порядке государственной регистрации прав на участки лесного фонда предоставления кадастрового плана не требовалось.
Между тем суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что в силу указанных выше норм участок лесного фонда представляет собой участок земли, занятой лесами или предназначенный для ведения лесного хозяйства, а также не установил, представлялись ли на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 151571200 кв.м документы, предусмотренные ст. 6 Инструкции о порядке государственной регистрации прав на участки лесного фонда.
В связи с вышеизложенным судебные акты подлежат отмене в соответствии с ч. 1, 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, устранить отмеченные недостатки и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.04.2007 (резолютивная часть от 02.04.2007) по делу N А76-28671/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из п. 6 Инструкции о порядке государственной регистрации прав на участки лесного фонда, действовавшей на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, на государственную регистрацию прав на участок лесного фонда предоставляются подлинники и копии плана участка лесного фонда, а также документы, содержащие описание участка лесного фонда, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Отклоняя довод общества "Челябгипромез" о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда в части участка площадью 11294 кв.м проведена с нарушением требований, установленных ст. 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку не был представлен кадастровый план данного участка, суд апелляционной инстанции указал на необязательность данного условия, так как участок лесного фонда не является земельным участком и в соответствии с п. 6 Инструкции о порядке государственной регистрации прав на участки лесного фонда предоставления кадастрового плана не требовалось.
Между тем суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что в силу указанных выше норм участок лесного фонда представляет собой участок земли, занятой лесами или предназначенный для ведения лесного хозяйства, а также не установил, представлялись ли на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 151571200 кв.м документы, предусмотренные ст. 6 Инструкции о порядке государственной регистрации прав на участки лесного фонда."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 сентября 2007 г. N Ф09-7771/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника