Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 сентября 2007 г. N Ф09-7813/07-С4
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 января 2008 г. N 139/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Энергосбыт" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.03.2007 по делу N А34-7712/2006 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2007 по указанному делу по иску общества к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курганской области, Финансовому управлению Курганской области, третье лицо - Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования Куртамышского района Курганской области, о взыскании 97034 руб. 60 коп.
В судебном заседании приняли участие представители общества - Скоренко Е.Ю. (доверенность от 01.01.2007), Нуртазенова О.Б. (доверенность от 15.02.2007).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курганской области о взыскании убытков в сумме 97034 руб. 60 коп., возникших в связи с предоставлением в период с сентября 2006 г. по октябрь 2006 г. льгот по оплате электроэнергии, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов".
Определением суда от 18.12.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление Курганской области.
Определением суда от 26.02.2007 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Финансовое управление Курганской области.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с частичной оплатой 29.11.2006 задолженности истец уменьшил размер исковых требований до 67760 руб. 28 коп.
Решением суда от 22.03.2007 исковые требования удовлетворены частично: с Курганской области в лице Финансового управления Курганской области за счет средств, выделенных из федерального бюджета в пользу общества, взыскано 53558 руб. 92 коп. убытков без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в удовлетворении остальной части иска отказано со ссылкой на то, что оснований для взыскания НДС в качестве убытков не имеется. В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части отказа во взыскании НДС, ссылаясь на то, что расчет убытков произведен исходя из тарифа, включающего НДС, выводы судов о невключении НДС в размер убытков, подлежащих возмещению из федерального бюджета, не соответствует положению ст. 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя кассационной жалобы, денежные средства, полученные из бюджета, выделены на оплату подлежащих налогообложению НДС товаров, реализуемых отдельным категориям граждан, а не на покрытие убытков, связанных с применением льгот, в связи с чем включаются в налоговую базу по НДС.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в обжалуемой части в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии с п. 16 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, за счет средств федерального бюджета.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901
Между обществом и Управлением социальной защиты населения администрации муниципального образования Куртамышского района Курганской области заключен договор от 01.07.2006 N 602209996, по условиям которого общество предоставляет льготы по оплате энергоресурсов соответствующим категориям населения на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования Куртамышского района Курганской области производит выплату компенсаций обществу в связи с предоставлением льгот.
Как следует из материалов дела, истец, являясь энергоснабжающей организацией, в период с сентября 2006 г. по октябрь 2006 г. в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов" предоставлял льготы по оплате электроэнергии.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением льгот инвалидам, были возмещены не в полном объеме, истец обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курганской области и Финансовому управлению Курганской области о возмещении возникших в связи с этим убытков в сумме 67760 руб. 28 коп. (в том числе НДС 14201 руб. 36 коп.) на основании ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды удовлетворили исковые требования частично - в сумме 53558 руб. 92 коп., исключив из состава убытков сумму НДС.
Отказывая в удовлетворении остальной части иска (НДС в сумме 14201 руб. 36 коп.), суды исходили из того, что в силу п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, объектом налогообложения не является, поскольку они не связаны с оплатой оказанных услуг.
Данные выводы суда являются законными и обоснованными.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно п. 13 ст. 40 названного Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Поскольку денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при применении установленных федеральным законом льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), они не учитываются при исчислении налоговой базы по НДС в порядке, определенном подп. 2 п. 1 ст. 162 названного Кодекса.
Следовательно, НДС подлежит уплате только с сумм, фактически полученных (подлежащих получению) от потребителя.
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС. Соответственно недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что в сумму убытков, возникших в результате недофинансирования расходов по предоставлению гражданам установленных законодательством льгот при реализации услуг, облагаемых НДС, и подлежащих возмещению из федерального бюджета, не включается НДС, являются обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и вышеуказанным положениям закона.
В связи с изложенным отклоняются доводы общества о неправильном применении судом норм материального права (ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части являются законными, отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.03.2007 по делу N А34-7712/2006 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2007 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Энергосбыт" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при применении установленных федеральным законом льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), они не учитываются при исчислении налоговой базы по НДС в порядке, определенном подп. 2 п. 1 ст. 162 названного Кодекса.
Следовательно, НДС подлежит уплате только с сумм, фактически полученных (подлежащих получению) от потребителя.
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС. Соответственно недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что в сумму убытков, возникших в результате недофинансирования расходов по предоставлению гражданам установленных законодательством льгот при реализации услуг, облагаемых НДС, и подлежащих возмещению из федерального бюджета, не включается НДС, являются обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и вышеуказанным положениям закона.
В связи с изложенным отклоняются доводы общества о неправильном применении судом норм материального права (ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 сентября 2007 г. N Ф09-7813/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника