Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 сентября 2007 г. N Ф09-7877/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области (далее - уполномоченный орган) на определение Арбитражного суда Челябинской области от 08.06.2007 по делу N А76-6963/2006-55-87 о признании сельскохозяйственной артели "Вперед" (далее - СХА "Вперед") несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании принял участие представитель уполномоченного органа - Федотовских Н.Н. (доверенность от 09.01.2007).
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Решением суда от 11.08.2006 СХА "Вперед" признана несостоятельным (банкротом) как отсутствующий должник, в отношении должника открыто конкурсное производство сроком до 12.02.2007, конкурсным управляющим назначена Ларина А.Н.
Определением суда от 19.10.2006 прекращена упрощенная процедура банкротства и осуществлен переход к обычной процедуре конкурсного производства.
Определением от 08.02.2007 срок конкурсного производства продлен до 12.08.2007.
Уполномоченный орган 08.02.2007 обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности перед федеральным бюджетом по денежным обязательствам в сумме 427630 руб. 81 коп., возникшими из обязательства от 30.06.1995, из них 257249 руб. - основной долг, 122210 руб. 99 коп. - проценты за пользование бюджетными средствами, 4360 руб. 37 коп. - пени за несвоевременный возврат основного долга, 43810 руб. 45 коп. - пени за несвоевременное погашение процентов.
Определением суда от 10.04.2007 к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Россельхозбанк" и закрытое акционерное общество "Челябинский коммерческий земельный банк".
Определением суда от 08.06.2007 требования уполномоченного органа признаны обоснованными частично - в сумме 94360 руб. 37 коп., из них 90000 руб. - основной долг, 4360 руб. 37 коп. - пени за несвоевременный возврат долга, в удовлетворении остальной части требования отказано. Признанные обоснованными требования в сумме 94360 руб. 37 коп. учитываются за реестром требований кредиторов должника и подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В порядке апелляционного производства определение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, уполномоченный орган просит отменить определение суда в части отказа во включении в реестр требований кредиторов должника его требований и в части признания требований в сумме 333270 руб. 44 коп. необоснованными. По мнению заявителя кассационной жалобы, обязательство от 30.06.1995, постановление главы администрации Челябинской области от 27.06.1995 N 298, договор от 30.11.1995 между Министерством финансов Российской Федерации и Челябинским коммерческим земельным банком, акт сверки по состоянию на 01.01.2003 являются документами, подтверждающими получение СХА "Вперед" кредита в сумме 257249000 руб. (неденоминированных).
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, уполномоченный орган обратился в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности перед федеральным бюджетом по денежным обязательствам в сумме 427630 руб. 81 коп., возникшими из обязательства от 30.06.1995, из них 257249 руб. - основной долг, 122210 руб. 99 коп. - проценты за пользование бюджетными средствами, 4360 руб. 37 коп. - пени за несвоевременный возврат основного долга, 43810 руб. 45 коп. - пени за несвоевременное погашение процентов.
В подтверждение обоснованности указанных требований уполномоченным органом представлены в материалы дела: обязательство от 30.06.1995, передаточный акт между СХА "Вперед" и ТОО СХП "Вперед" от 23.11.2002 в связи с реорганизацией в форме преобразования, акт сверки по состоянию на 01.01.2003, кредитные договоры от 31.03.1994 N 188, от 05.05.1994 N 351, от 01.06.1994 N 416, постановление главы администрации Челябинской области от 27.06.1995 N 298, договор от 30.11.1995 между Министерством финансов Российской Федерации и Челябинским коммерческим земельным банком.
Конкурсный управляющий представил возражения против заявленных требований, в которых указал на то, что считает обоснованными требования только в части основного долга в сумме 90000 руб. и 4360 руб. 37 коп. пени за несвоевременный возврат долга.
Исследовав доводы и возражения уполномоченного органа и конкурсного управляющего, оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подтверждены в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в сумме 94360 руб. 37 коп., из них 90000 руб. - основной долг, 4360 руб. 37 коп. - пени за несвоевременный возврат долга.
Выводы суда являются правильными, основаны на имеющихся в деле доказательствах.
В связи с принятием Федерального закона от 24.04.1995 N 46-ФЗ "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности" ТОО СХП "Вперед" подписало обязательство от 30.06.1995 по безусловной уплате государству долга в сумме 257249000 неденоминированных руб., составляющей долг по централизованным кредитам, полученным в 1992-1994 гг.
В подтверждение факта получения ТОО СХП "Вперед" целевого кредита уполномоченный орган представил в суд копии кредитных договоров, заключенных между Челябинским коммерческим земельным банком и ТОО СХП "Вперед", от 31.03.1994 N 188, от 05.05.1994 N 351, от 01.06.1994 N 416 о выдаче кредитов в общей сумме 90000000 руб. (неденоминированных).
Исследовав вышеназванные документы, а также принимая во внимание, что в передаточном акте от 23.11.2002 между СХА "Вперед" и ТОО СХП "Вперед", подписанным в связи с реорганизацией в форме преобразования, не указано, по каким конкретным договорам и в какой сумме была передана задолженность, в справке Челябинского коммерческого земельного банка указаны только кредитные договоры от 31.03.1994 N 188, от 05.05.1994 N 351, от 01.06.1994 N 416, суд пришел к выводу о том, что при таких обстоятельствах само по себе подписание руководителем ТОО СПХ "Вперед" обязательства от 30.06.1995 не может являться надлежащим доказательством наличия у должника задолженности в сумме 257249000 неденоминированных руб.
Поскольку обязательство от 30.06.1995 подтверждено только кредитными договорами от 31.03.1994 N 188, от 05.05.1994 N 351, от 01.06.1994 N 416 о выдаче кредитов в общей сумме 90000000 руб. (неденоминированных), суд правомерно признал обоснованной задолженность в сумме 90000 руб. (деноминированных) как подтвержденную надлежащими доказательствами.
В указанном обязательстве предусмотрена рассрочка платежа с погашением должником основного долга равными долями ежегодно в срок до 1 ноября с 1998 по 2007 г., а также ежегодное возмещение расходов на обслуживание государственного долга в размере 10% годовых, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете Российской Федерации на 1995 г.".
В дальнейшем ст. 66 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" предусматривалось предоставление отсрочки погашения задолженности по кредитам федеральному бюджету ежегодно равными долями на период с 1 января 2005 г. до 1 декабря 2010 г. и погашение задолженности по выплате процентов (начисленных за период с 1 апреля 1995 г. по 2001 г. за обслуживание государственного долга) с 1 января 2002 г. до 1 декабря 2005 г. ежегодно равными долями. Выплата процентов за обслуживание долга и начисленных по ним процентов должна производиться с 1 января 2002 г. до 1 декабря 2010 г. ежегодно в размере 5% годовых.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." ст. 66 в части начисления и выплаты процентов за обслуживанием внутреннего государственного долга признана утратившей силу.
С учетом изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении требования уполномоченного органа в части начисления процентов в размере 10% годовых в сумме 122210 руб. 99 коп. и в части 43810 руб. 45 коп. пеней, начисленных за просрочку уплаты процентов.
Судом установлено, что на основании положений Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" срок платежа за 2005 г. наступил 01.12.2005. Поскольку долг в сумме 90000 руб. должником не оплачен, принимая во внимание признание должником суммы 4360 руб. 37 коп. пени за несвоевременный возврат основного долга, суд правомерно признал требование уполномоченного органа в данной сумме обоснованным.
Как видно из материалов дела, сообщение о введении в отношении должника процедуры банкротства - конкурсного производства были опубликованы в "Российской газете" от 16.09.2006 и от 11.11.2006 в связи с переходом к обычной процедуре конкурсного производства. Реестр требований кредиторов закрыт 16.12.2006.
В связи с тем что уполномоченный орган обратился с требованием после закрытия реестра требований кредиторов (08.02.2007), признанные обоснованными требования подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника в соответствии со ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что наличие задолженности в сумме 257249 руб., переоформленной в государственный внутренний долг Российской Федерации, подтверждается актом сверки по состоянию на 01.01.2003, постановлением главы администрации Челябинской области от 27.06.1995 N 298, договором от 30.11.1995, подписанным Министерством финансов Российской Федерации и Челябкомзембанком, с приложенным к нему реестром сельхозтоваропроизводителей Челябинской области, не принимается.
Полно и всестороннее проанализировав представленные в материалы дела документы, суд правомерно не принял вышеуказанные документы в качестве доказательств, подтверждающих задолженность по выданным кредитам в сумме 257249 руб. Упоминание должника в приложении к постановлению главы администрации Челябинской области от 27.06.1995 N 298 с суммой задолженности 985985000 руб., наличие в реестре долговых обязательств задолженности должника в сумме 257249000 руб. при отсутствии в обязательстве от 30.06.1995 и акте сверки по состоянию на 01.01.2003 ссылки на основание возникновения задолженности не подтверждают, что перемена кредитора в обязательстве от 30.06.1995 произошла в отношении кредитных договоров, содержащихся в материалах дела.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного определение суда первой инстанции является законным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 08.06.2007 по делу N А76-6963/2006-55-87 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы о том, что наличие задолженности в сумме 257249 руб., переоформленной в государственный внутренний долг Российской Федерации, подтверждается актом сверки по состоянию на 01.01.2003, постановлением главы администрации Челябинской области от 27.06.1995 N 298, договором от 30.11.1995, подписанным Министерством финансов Российской Федерации и Челябкомзембанком, с приложенным к нему реестром сельхозтоваропроизводителей Челябинской области, не принимается.
Полно и всестороннее проанализировав представленные в материалы дела документы, суд правомерно не принял вышеуказанные документы в качестве доказательств, подтверждающих задолженность по выданным кредитам в сумме 257249 руб. Упоминание должника в приложении к постановлению главы администрации Челябинской области от 27.06.1995 N 298 с суммой задолженности 985985000 руб., наличие в реестре долговых обязательств задолженности должника в сумме 257249000 руб. при отсутствии в обязательстве от 30.06.1995 и акте сверки по состоянию на 01.01.2003 ссылки на основание возникновения задолженности не подтверждают, что перемена кредитора в обязательстве от 30.06.1995 произошла в отношении кредитных договоров, содержащихся в материалах дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2007 г. N Ф09-7877/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника