Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 октября 2007 г. N Ф09-6729/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Туймазинский завод геофизического оборудования и аппаратуры" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.11.2006 по делу N А07-20794/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с общества процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 417718 руб. 88 коп.
Решением суда от 27.11.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, решением инспекции от 05.12.2001 N 41 обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам, начисленным пеням и штрафам в сумме 35583000 руб.
При этом указанным решением была установлена обязанность общества в течение действия графика погашения задолженности уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами. Проценты за пользование бюджетными средствами в период действия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам, начисленным пеням и штрафам составили 417718 руб. 88 коп.
Инспекцией в адрес общества направлены уведомления от 06.07.2004, от 15.10.2004, от 28.12.2004, 13.04.2005, от 11.07.2005, от 30.06.2006, которыми ему предложено уплатить проценты за пользование бюджетными средствами в период действия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам, начисленным пеням и штрафам.
Поскольку 417718 руб. 88 коп. обществом в добровольном порядке уплачены не были, инспекция обратилась в суд с заявлением об их взыскании.
Суды удовлетворили требования инспекции, исходя из того что проценты за пользование бюджетными средствами в период действия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам, начисленным пеням и штрафам подлежат взысканию в пределах общего универсального трехлетнего срока давности.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" целью проведения названной реструктуризации является урегулирование кредиторской задолженности юридических лиц по обязательным платежам в бюджет и создание условий для их финансового оздоровления путем замены установленного налоговым законодательством порядка уплаты налогов, пеней и штрафов в федеральный бюджет поэтапным погашением имеющейся у налогоплательщиков задолженности по этим платежам.
В соответствии с п. 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, с сумм реструктурированной задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, организацией уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Проценты, начисленные с сумм реструктурированной задолженности, являются платой за предоставленную рассрочку внесения в бюджет задолженности по налогам и сборам, имеют ограниченный срок начисления, и условие их уплаты в установленный срок является необходимым при предоставлении права на реструктуризацию этой задолженности.
Так как постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 какого-либо особого порядка взыскания указанных процентов не предусмотрено, налоговые органы обязаны руководствоваться ст. 46, 47, 68 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно п. 3 ст. 48 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 Кодекса), необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогами, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.
При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 Кодекса, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Имея в виду, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска налоговый орган утрачивает право взыскания задолженности в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что срок для обращения в суд с заявлением о взыскании процентов по реструктуризации, начисленных по состоянию на 15.03.2004, 15.09.2004, 15.03.2005, 15.06.2005, 15.09.2005, в общей сумме 417718 руб. 88 коп. инспекцией пропущен.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для удовлетворения требований инспекции.
Поскольку судами неправильно применены нормы материального права, однако фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.11.2006 по делу N А07-20794/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2007 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан в пользу открытого акционерного общества "Туймазинский завод геофизического оборудования и аппаратуры" расходы по госпошлине по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб., по кассационной жалобе - в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 3 ст. 48 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 Кодекса), необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогами, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.
При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 Кодекса, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 октября 2007 г. N Ф09-6729/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника