Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 октября 2007 г. N Ф09-7979/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Камышановой Светланы Сергеевны (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2007 (резолютивная часть от 20.02.2007) по делу N А47-11839/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Ленинского района г. Орска (далее - комиссия) от 07.11.2006 N 733 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 41 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 N 489/55-111-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (далее - Закон).
Решением суда от 26.02.2007 (резолютивная часть от 20.02.2007) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, комиссией проведена проверка предпринимателя по соблюдению транспортного законодательства при осуществлении пассажирских перевозок.
В ходе проверки установлено, что предпринимателем осуществляется перевозка пассажиров на автобусе ГАЗ-322132 (регистрационный номер М968УК56) по маршруту N 88 без согласования графика и маршрута с органами местного самоуправления.
По результатам проверки комиссией составлен протокол об административных правонарушениях от 04.10.2006 N 733 и вынесено постановление от 07.11.2006 N 733 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 41 Закона.
Не согласившись с названным постановлением, предприниматель обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 41 Закона, а также из наличия у органов местного самоуправления полномочий по организации транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений.
Выводы судов в отношении квалификации правонарушения являются ошибочными.
В соответствии с подп. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Согласно ст. 2 указанного Закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении администрации находятся вопросы местного значения, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Частью 6 ст. 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" определены полномочия администрации в области транспорта: осуществление контроля за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления наделены правом в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения.
В рамках предоставленных полномочий постановлением администрации г. Орска Оренбургской области от 28.03.2005 N 936-р издано Положение об утверждении маршрутов и графиков движения в г. Орске.
Из п. 1.4, 1.6 указанного Положения следует, что перевозка пассажиров в городском сообщении осуществляется по утвержденным администрацией г. Орска маршрутам и графикам движения, без утверждения которых перевозчик не вправе осуществлять регулярные перевозки пассажиров по маршрутам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель имеет лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом от 27.09.2005 регистрационный N АСС-56-004349 (л.д. 73). Предпринимателем осуществляется перевозка пассажиров по маршруту N 88 (ул. Строителей - магазин "Меридиан"), без согласования графика и маршрута с органами местного самоуправления, то есть с нарушением лицензионных требований.
Частью 1 ст. 41 Закона установлена административная ответственность за осуществление пассажирских перевозок без согласования графиков и маршрутов с органами местного самоуправления.
Вместе с тем ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 Кодекса, совершенные юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями рассматриваются судьями арбитражных судов.
В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 1.3 Кодекса разграничены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку Кодексом уже установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии (ч. 3 ст. 14.1 Кодекса), то привлечение предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 41 Закона, является необоснованным.
С учетом изложенного, поскольку судами применена норма права, не подлежащая применению, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленного предпринимателем требования.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2007 (резолютивная часть от 20.02.2007) по делу N А47-11839/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 по тому же делу отменить.
Требования индивидуального предпринимателя Камышановой Светланы Сергеевны удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии Ленинского района г. Орска от 07.11.2006 N 733 о привлечении индивидуального предпринимателя Камышановой Светланы Сергеевны к административной ответственности по ч. 1 ст. 41 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 N 489/55-111-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 1.3 Кодекса разграничены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку Кодексом уже установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии (ч. 3 ст. 14.1 Кодекса), то привлечение предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 41 Закона, является необоснованным.
...
Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии Ленинского района г. Орска от 07.11.2006 N 733 о привлечении индивидуального предпринимателя Камышановой Светланы Сергеевны к административной ответственности по ч. 1 ст. 41 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 N 489/55-111-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 октября 2007 г. N Ф09-7979/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника