Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 октября 2007 г. N Ф09-7834/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2007 по делу N А76-103/2007-57-20 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БизнесЭкономик" (далее - ООО "БизнесЭкономик") к инспекции о признании недействительным отказа в государственной регистрации.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Крутикова Ю.А. (доверенность от 10.09.2007 N 25110).
Представители ООО "БизнесЭкономик", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Представителем инспекции заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины на основании подп. 2 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении ходатайства отказано в связи с непредставлением документов, подтверждающих задержку финансирования из бюджета.
ООО "БизнесЭкономик" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным ее решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением суда от 29.03.2007 заявление удовлетворено, на инспекцию возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации ООО "БизнесЭкономик" в связи с его ликвидацией на основании заявления и документов, полученных инспекцией 30.11.2006.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций ст. 63 и 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.06.2006 на общем собрании участников ООО "БизнесЭкономик" принято решение о ликвидации юридического лица. Сообщение о ликвидации и возможности предъявления кредиторами своих требований в течение 2-х месяцев с момента публикации опубликовано 14.06.2006. Поскольку в установленный срок кредиторы свои требования не заявили, ликвидационной комиссией составлен и участниками общества утвержден ликвидационный баланс.
ООО "БизнесЭкономик" обратилось в инспекцию с заявлением о государственной регистрации в связи с его ликвидацией. Решением от 05.12.2006 инспекция отказала в государственной регистрации по причине отсутствия в ликвидационном балансе сведений о кредиторской задолженности перед бюджетом в сумме 1900 руб.
Полагая, что такое решение инспекции не соответствует требованиям закона, ООО "БизнесЭкономик" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявление, суды обеих инстанций указали на то, что представленные в инспекцию документы соответствуют определенным законом требованиям, доказательства их несоответствия в материалах дела отсутствуют.
Выводы судов являются правильными.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 названной статьи закона после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу п. 4 и 5 той же статьи закона выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
В настоящем споре срок для предъявления требований кредиторами истек 14.08.2006. Поскольку в этот срок и до момента утверждения ликвидационного баланса инспекция свое требование ликвидационной комиссии не предъявила, оно не могло быть рассмотрено. Доказательства наличия задолженности на момент рассмотрения заявления о государственной регистрации ООО "БизнесЭкономик" в связи с его ликвидацией суду не представлены. Сальдо расчетов таким доказательством не является, так как в отношении этой задолженности выданы исполнительные листы, и сведения о ходе исполнительного производства в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных этим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Вместе с тем представленные ООО "БизнесЭкономик" для государственной регистрации документы соответствуют требованиям закона, доказательств обратного инспекцией не представлено. Инспекцией также не представлено доказательств принятия мер по предъявлению ООО "БизнесЭкономик" своих требований как кредитора.
Таким образом, суды правомерно признали недействительным решение инспекции об отказе в государственной регистрации.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод инспекции о том, что ею в адрес ликвидационной комиссии 28.11.2006 направлено сальдо расчетов с бюджетом, свидетельствующее о наличии у ООО "БизнесЭкономик" задолженности в сумме 1900 руб., судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку данное обстоятельство не является основанием для погашения этой задолженности в порядке, предусмотренном названной статьей закона. Из материалов дела следует, что ликвидационный баланс составлен по состоянию на 10.11.2006, утвержден 10.11.2006. Заявление о государственной регистрации, ликвидационный баланс, протокол о его утверждении и квитанция об уплате государственной пошлины направлены в инспекцию заказным письмом с уведомлением 10.11.2006. Таким образом, сальдо расчетов направлено инспекцией в адрес ликвидационной комиссии после утверждения ликвидационного баланса и направления в адрес инспекции документов по государственной регистрации.
При принятии решения и постановления судами исследованы все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2007 по делу N А76-103/2007-57-20 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод инспекции о том, что ею в адрес ликвидационной комиссии 28.11.2006 направлено сальдо расчетов с бюджетом, свидетельствующее о наличии у ООО "БизнесЭкономик" задолженности в сумме 1900 руб., судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку данное обстоятельство не является основанием для погашения этой задолженности в порядке, предусмотренном названной статьей закона. Из материалов дела следует, что ликвидационный баланс составлен по состоянию на 10.11.2006, утвержден 10.11.2006. Заявление о государственной регистрации, ликвидационный баланс, протокол о его утверждении и квитанция об уплате государственной пошлины направлены в инспекцию заказным письмом с уведомлением 10.11.2006. Таким образом, сальдо расчетов направлено инспекцией в адрес ликвидационной комиссии после утверждения ликвидационного баланса и направления в адрес инспекции документов по государственной регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 октября 2007 г. N Ф09-7834/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника