Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 октября 2007 г. N Ф09-8142/07-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртский завод строительных материалов" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.04.2007 по делу N А60-4144/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Степанов М.Р. (доверенность от 14.02.2007);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) - Курчавова Н.В. (доверенность от 29.12.2006 N 09-14).
Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными решения инспекции от 11.12.2006 N 698 в части доначисления авансовых платежей единого социального налога (далее - ЕСН) и соответствующих пеней, а также требования от 24.01.2007 N 2310 о взыскании сумм ЕСН и пеней.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник в связи с превышением суммы примененного обществом налогового вычета при исчислении ЕСН за 1-е полугодие 2006 г. над суммой фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период в размере 1535765 руб. вследствие неуплаты страховых взносов в указанном размере в бюджет пенсионного фонда.
Решением суда от 24.04.2007 заявленные требования удовлетворены в части начисления ЕСН. В удовлетворении заявленных требований в части взыскания пеней отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2007 решение суда оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в данной части, суды посчитали правомерным начисление пеней по ЕСН, поскольку обществом допущена просрочка уплаты авансовых платежей по данному налогу за вышеуказанный период.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты в части начисления пеней отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению налогоплательщика, взыскание с него пеней за неуплату ЕСН приведет к двойному взысканию санкций в связи с начислением ему налоговым органом пеней за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанций подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков-физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Таким образом, законодатель установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода. Указанная разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, налогоплательщикам, выполнившим данное требование, не могут начисляться пени.
В то же время при невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок.
В соответствии со ст. 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Срок уплаты разницы между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), установлен не позднее 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Судами установлено превышение суммы примененного налогового вычета над суммой фактически уплаченных страховых взносов за вышеуказанный период, в связи с чем вывод судов о несвоевременной уплате обществом авансовых платежей по ЕСН и наличия оснований для начисления соответствующих пеней является правильным.
Аналогичный порядок для расчета пеней применяется и за просрочку уплаты ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Такой же вывод следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2005 N 440-О и от 05.02.2004 N 28-О.
При таких обстоятельствах довод налогоплательщика о двойном начислении пеней за неуплату авансовых платежей по ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права.
Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.04.2007 по делу N А60-4144/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртский завод строительных материалов" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
...
В соответствии со ст. 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
...
Судами установлено превышение суммы примененного налогового вычета над суммой фактически уплаченных страховых взносов за вышеуказанный период, в связи с чем вывод судов о несвоевременной уплате обществом авансовых платежей по ЕСН и наличия оснований для начисления соответствующих пеней является правильным.
Аналогичный порядок для расчета пеней применяется и за просрочку уплаты ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Такой же вывод следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2005 N 440-О и от 05.02.2004 N 28-О."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2007 г. N Ф09-8142/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника