Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 октября 2007 г. N Ф09-8347/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.08.2007 по делу N А60-14534/07.
В судебном заседании приняли участие представители: - инспекции - Кузнецова Г.С. (доверенность от 31.01.2007 N 2), - общества с ограниченной ответственностью "Кушвахлебпром" (далее - общество) - Хакимова Л.М. (доверенность от 09.10.2007 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 17.07.2007 N 39 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 09.08.2007 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебный акт отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению налогового органа, спорное постановление в отношении общества вынесено им правомерно, поскольку продавцом общества при реализации товара контрольно-кассовые чеки выдавались не всем покупателям.
Как следует из материалов дела, инспекцией 26.06.2007 проведена проверка соблюдения обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) в принадлежащем обществу киоске, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Кушва, пос. Баранчинский, ул. Коммуны, д. 50.
В ходе проверки установлен факт неприменения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), выразившийся в том, что продавец общества не применил ККТ при расчетах с каждым покупателем. При этом при продаже одной булки хлеба "Крестьянский" по цене 9 руб. 50 коп. продавец применила ККТ и выдала покупателю кассовый чек на руки. Однако сумма на выданном контрольно-кассовом чеке составила 98 руб. 95 коп., что не соответствует уплаченной за покупку хлеба сумме. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 26.06.2007 N 201570.
На основании названного акта инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 10.07.2007 N 204889 и вынесено постановление от 17.07.2007 N 39 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Считая данное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что действия общества не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса, так как продавцом при осуществлении денежных расчетов применялась контрольно-кассовая техника и невыдача чека не означает неприменение ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением. Суд также считает, что налоговым органом не доказан факт неприменения заявителем ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов, поскольку сумма денежных средств в кассе соответствует сумме, "пробитой" по ККТ.
Вывод суда является ошибочным.
Обязанность применения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением установлена ст. 2 Закона.
В соответствии со ст. 5 Закона организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В силу п. 4.1 Типовых правил эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, кассир-операционист для одного покупателя (клиента) должен определить общую сумму покупки, услуги по показанию индикатора ККТ или с помощью счетных устройств и назвать ее покупателю (клиенту); получить от покупателей (клиентов) деньги за товар или оказанные услуги согласно сумме, называемой покупателем (клиентом), обозначенной в прейскуранте на оказываемые услуги, ценнике на продаваемый товар, в предприятиях общественного питания обозначенной в меню, или ценников в следующем порядке: - четко назвать сумму полученных денег и положить эти деньги отдельно на виду у покупателя (клиента); - напечатать чек - при расчетах с использованием контрольно-кассовой машины; - назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю (клиенту) вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно).
В соответствии с п. 4.3 названных Типовых правил кассир-операционист не имеет права не выдавать покупателю кассовый чек покупателю (клиенту).
Из материалов дела видно и арбитражным судом установлено, что продавец общества при продаже покупателю одной булки хлеба на сумму 9 руб. 50 коп. применила ККТ и выдала покупателю контрольно-кассовый чек на сумму 98 руб. 95 коп., что не соответствует стоимости совершенной покупки.
При этом предыдущим покупателям контрольно-кассовые чеки при продаже товара продавцом общества не выдавались.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями продавца общества от 26.06.2007, в которых она подтвердила факты невыдачи чеков нескольким покупателям при продаже товаров. При этом продавец пояснила, что напечатала один чек нескольким покупателям, поскольку некоторые покупатели чеки ККМ не просили, а чек с итоговой суммой в размере 98 руб. 95 коп. выдала покупателю, который последним приобрел хлеб "Крестьянский" (л.д. 35). Обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются также актом проверки от 26.06.2007 N 201570 (л.д. 11-14), протоколом об административном правонарушении от 10.07.2007 N 204889 (л.д. 19-20), копией чека контрольно-кассовой машины, имеющейся в материалах дела (л.д. 33).
Таким образом, при продаже одной булки хлеба на сумму 9 руб. 50 коп. состава правонарушения в действиях общества, как правильно оценил суд, не имеется. Оплата данной покупки в большей сумме, чем ее фактическая стоимость, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса (при совершении данной покупки ККТ была применена и контрольно-кассовый чек покупателю был выдан).
Что касается покупок на суммы, указанные в копии кассового чека, имеющегося в деле, то в данном случае контрольно-кассовые чеки покупателям в момент оплаты товара при осуществлении наличных денежных расчетов не выдавались, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса.
При таких обстоятельствах факт неприменения обществом ККТ налоговым органом доказан.
С учетом изложенного решение суда не является законным и подлежит отмене.
Поскольку фактические обстоятельства по делу судом установлены достаточно полно, но им неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по нему новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.08.2007 по делу N А60-14534/07 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Кушвахлебпром" отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела видно и арбитражным судом установлено, что продавец общества при продаже покупателю одной булки хлеба на сумму 9 руб. 50 коп. применила ККТ и выдала покупателю контрольно-кассовый чек на сумму 98 руб. 95 коп., что не соответствует стоимости совершенной покупки.
При этом предыдущим покупателям контрольно-кассовые чеки при продаже товара продавцом общества не выдавались.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями продавца общества от 26.06.2007, в которых она подтвердила факты невыдачи чеков нескольким покупателям при продаже товаров. При этом продавец пояснила, что напечатала один чек нескольким покупателям, поскольку некоторые покупатели чеки ККМ не просили, а чек с итоговой суммой в размере 98 руб. 95 коп. выдала покупателю, который последним приобрел хлеб "Крестьянский" (л.д. 35). Обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются также актом проверки от 26.06.2007 N 201570 (л.д. 11-14), протоколом об административном правонарушении от 10.07.2007 N 204889 (л.д. 19-20), копией чека контрольно-кассовой машины, имеющейся в материалах дела (л.д. 33).
Таким образом, при продаже одной булки хлеба на сумму 9 руб. 50 коп. состава правонарушения в действиях общества, как правильно оценил суд, не имеется. Оплата данной покупки в большей сумме, чем ее фактическая стоимость, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса (при совершении данной покупки ККТ была применена и контрольно-кассовый чек покупателю был выдан).
Что касается покупок на суммы, указанные в копии кассового чека, имеющегося в деле, то в данном случае контрольно-кассовые чеки покупателям в момент оплаты товара при осуществлении наличных денежных расчетов не выдавались, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2007 г. N Ф09-8347/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника