Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 октября 2007 г. N Ф09-8210/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.06.2007 по делу N А07-6068/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
налогового органа - Попенков С.В. (доверенность от 09.06.2007 N 06-12/05);
открытого акционерного общества "Салаватнефтемаш" (далее - общество, налогоплательщик) - Губайдуллина Д.Д. (доверенность от 12.01.2007 N 35).
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения от 19.02.2003 N 50 и обязании налогового органа провести возврат дополнительных платежей в сумме 3114100 руб. на расчетный счет налогоплательщика (с учетом изменения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 15.06.2007 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, выразившееся в неприменении Закона, подлежащего применению. По мнению налогового органа, общество, уплатив в бюджет задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль в сумме 3114000 руб. в период 2004, 2005 гг., исполнило обязанность, установленную ст. 9 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в связи с чем указанная сумма не является излишне уплаченной и возврату не подлежит.
Общество в отзыве на кассационную жалобу указывает, что с доводами инспекции не согласно, просит принятый по настоящему делу судебный акт оставить в силе, считая его законным и обоснованным. При этом налогоплательщик, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - постановление от 03.09.1999 N 1002), указывает на отсутствие у налогового органа оснований для принятия в одностороннем порядке оспариваемого решения о внесении изменений в ранее принятое решение о реструктуризации налоговой задолженности. По мнению общества, принятие инспекцией нового решения о реструктуризации без уведомления налогоплательщика является нарушением принципов однократности и добровольности реструктуризации.
Как следует из материалов дела, решением инспекции от 01.12.2001 N 50 обществу было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам. Дополнительные платежи по налогу на прибыль согласно данному решению были включены в график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам со сроком уплаты с 1-го квартала 2008 г. по 2011 г. включительно.
Решением от 19.02.2003 N 50, принятым налоговым органом в одностороннем порядке, внесены изменения в решение от 01.12.2001 N 50. В соответствии с данным решением дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 4886000 руб. исключены налоговым органом из графика погашения задолженности по пеням и штрафам. При этом согласно графику погашения задолженности по начисленным дополнительным платежам срок их уплаты начинается с 1-го квартала 2003 г.
Обязанность по погашению реструктурированной задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль исполнена обществом своевременно в соответствии с установленным графиком.
Полагая, что принятие налоговым органом решения от 19.02.2003 N 50 повлекло за собой увеличение платежей в графике погашения задолженности, вследствие чего налогоплательщик фактически излишне уплатил дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 4886000 руб., общество обратилось в налоговый орган с заявлением 26.12.2006 N 05-618 о возврате указанной суммы на расчетный счет заявителя.
Инспекция в письме от 24.01.2007 N 439 отказала обществу в возврате дополнительных платежей по налогу на прибыль в связи с отсутствием переплаты на лицевом счете налогоплательщика.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
Признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным, суд указал на то, что налоговый орган не вправе в одностороннем порядке менять условия реструктуризации, а именно принимать новое решение о предоставлении реструктуризации и изменять сроки уплаты платежей.
Постановлением от 03.09.1999 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации, из п. 1 которого следует, что реструктуризации подлежит задолженность по обязательным платежам в бюджет, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении права на ее реструктуризацию.
Режим реструктуризации задолженности по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам, то есть основной, или это задолженность по пеням и штрафам.
Настоящий спор касается суммы процентов, начисленных в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" исходя из ставки рефинансирования Банка России на разницу между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли за отчетный период, и авансовыми платежами, внесенными в этот период.
В соответствии с решением инспекции от 01.12.2001 N 50 сумма указанных процентов при реструктуризации задолженности общества перед федеральным бюджетом учитывалась в сумме задолженности по пеням и штрафам и таким же образом была отражена в графике погашения задолженности.
В связи с принятием решения от 01.07.2003 об изменении графика погашения задолженности в 2003 году указанная сумма процентов перенесена к основной задолженности. Между тем отнесение суммы процентов к сумме основной задолженности признать правомерным нельзя, поскольку увеличение платежей в графике погашения задолженности существенно нарушает права и законные интересы общества, согласившегося на определенные условия ее погашения.
К тому же при включении дополнительных платежей, скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, в основную задолженность на эти дополнительные платежи начисляются проценты в соответствии с п. 4 Порядка рефинансирования задолженности, согласно которому с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вступления в силу названного Порядка. В результате дополнительные платежи, представляющие собой проценты, увеличиваются за счет повторного начисления процентов.
В силу п. 5 Порядка рефинансирования задолженности при погашении половины реструктурируемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации налогоплательщик имеет право на списание половины долга по пеням и штрафам. При погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Включение дополнительных платежей в основную задолженность возлагает на общество дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно п. 5 Порядка рефинансирования задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком.
Изложенные выводы соответствуют практике рассмотрения данной категории дел, сложившейся в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 15242/04).
Кроме того, согласно п. 4 постановления от 03.09.1999 N 1002 реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз.
Таким образом, инспекция не имела права вносить изменения в решение о реструктуризации задолженности, меняя характер реструктуризированных один раз платежей и определяя его не как задолженность по пене и штрафам, а как налог на прибыль, в связи с чем суд обоснованно признал недействительным оспариваемый ненормативный акт.
Кроме того, суд, установив, что ввиду вышеуказанных действий инспекции общество фактически излишне уплатило в бюджет дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 4886000 руб., пришел к правомерному выводу о том, что дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 3114100 руб. (с учетом трехлетнего срока давности) подлежат возврату налогоплательщику.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.06.2007 по делу N А07-6068/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 5 Порядка рефинансирования задолженности при погашении половины реструктурируемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации налогоплательщик имеет право на списание половины долга по пеням и штрафам. При погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Включение дополнительных платежей в основную задолженность возлагает на общество дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно п. 5 Порядка рефинансирования задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком.
Изложенные выводы соответствуют практике рассмотрения данной категории дел, сложившейся в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 15242/04).
Кроме того, согласно п. 4 постановления от 03.09.1999 N 1002 реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2007 г. N Ф09-8210/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника