Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 октября 2007 г. N Ф09-8244/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.05.2007 по делу N А47-11022/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2007 по тому же делу по заявлению инспекции к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтестрой" (далее - общество, налогоплательщик) о взыскании штрафа в сумме 1293710 руб.
Представители лиц, участвующих деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с общества штрафа, предусмотренного п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в сумме 1293710 руб., за нарушение срока предоставления расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 1-й квартал 2005 г.
Решением суда от 02.05.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.07.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 2 ст. 119 Кодекса.
По мнению налогового органа, поскольку налоговые расчеты отвечают требованиям, предусмотренным ст. 80 Кодекса, предъявляемым к налоговым декларациям, то за несвоевременное представление данных расчетов налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 119 Кодекса.
Как следует из материалов дела, взыскиваемый штраф наложен на налогоплательщика решением от 30.05.2006 N 1645, поскольку в ходе камеральной налоговой проверки соблюдения предприятием законодательства о налогах и сборах выявлен факт непредставления в установленный законом срок расчета декларации по транспортному налогу за 1-й квартал 2005 г.
На основании указанного решения налоговым органом выставлено требование от 07.06.2006 N 708 об уплате налоговой санкции, которое не исполнено обществом в добровольном порядке, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что расчет авансовых платежей по транспортному налогу не является налоговой декларацией и ответственность, предусмотренная ст. 119 Кодекса, за непредставление в срок такого документа неприменима.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу ст. 55, п. 1 ст. 80 Кодекса налоговой декларацией признается письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Авансовые платежи исчисленным налогом не являются и уплачиваются по итогам отчетного, а не налогового периода, то есть авансовый платеж является частью предполагаемого, а не исчисленного налога.
Согласно ст. 360, 363 Кодекса налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Уплата данного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе установить только срок подачи налоговой декларации по окончании налогового периода, а не обязанность для налогоплательщиков подавать налоговую декларацию за иные периоды, в том числе отчетные.
Порядок и сроки представления налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу в 2005 г. регулировались положениями ст. 8 Закона Оренбургской области "О транспортном налоге" от 16.11.2002 N 322/66-III-ОЗ, в соответствии с которой суммы налога, уплачиваемые в течение налогового периода (квартал, первое полугодие, 9 месяцев), считались авансовыми платежами. Расчеты налога за отчетный период представлялись организациями в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета предусмотрена ст. 119 Кодекса.
Однако расчет авансовых платежей по транспортному налогу не является налоговой декларацией, следовательно, за непредставление в срок этого расчета не применяется ответственность, установленная данной статьей Кодекса.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод судов об отсутствии у инспекции правовых оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Кодекса, за несвоевременное представление расчета по транспортному налогу за 1 квартал 2005 г.
Доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.05.2007 по делу N А47-11022/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок и сроки представления налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу в 2005 г. регулировались положениями ст. 8 Закона Оренбургской области "О транспортном налоге" от 16.11.2002 N 322/66-III-ОЗ, в соответствии с которой суммы налога, уплачиваемые в течение налогового периода (квартал, первое полугодие, 9 месяцев), считались авансовыми платежами. Расчеты налога за отчетный период представлялись организациями в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета предусмотрена ст. 119 Кодекса.
Однако расчет авансовых платежей по транспортному налогу не является налоговой декларацией, следовательно, за непредставление в срок этого расчета не применяется ответственность, установленная данной статьей Кодекса.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод судов об отсутствии у инспекции правовых оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Кодекса, за несвоевременное представление расчета по транспортному налогу за 1 квартал 2005 г."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2007 г. N Ф09-8244/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника