Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 октября 2007 г. N Ф09-8360/07-С2
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 июля 2009 г. N Ф09-5135/09-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - налоговый орган, инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.07.2007 по делу N А76-4728/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Курмаев А.Ю. (доверенность от 25.07.2007 N 12342).
Представители федерального государственного унитарного предприятия "Завод "Прибор" (далее - предприятие, заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в неначислении процентов в сумме 36369 руб. 13 коп. за период с 30.09.2005 по 05.02.2007 при возврате из бюджета сумм излишне взысканного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 212643 руб. 70 коп.
Решением суда от 21.05.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 решение суда изменено. Признано недействительным бездействие инспекции, выразившееся в неначислении процентов за период с 30.09.2005 по 05.02.2007 по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в сумме 33707 руб. 94 коп. В остальной части решение суда оставлено без изменений.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с инспекции процентов. При этом судом апелляционной инстанции изменен расчет процентов.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов основаны на материалах дела и соответствуют положениям ст. 78, 79 Кодекса, ст. 65, ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании выездной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 14.09.2005 N 144 и выставлено требование от 27.09.2005 N 61741 об уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Указанное требование налогового органа предприятием исполнено платежным поручением от 29.09.2005 N 3067 на сумму 89584 руб. 09 коп. и проведением инспекцией зачета от 07.10.2005 N 9140 с учетом переплаченного ранее в бюджет налога на сумму 140000 руб.
Впоследствии решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.03.2006 N А76-51627/05 решение инспекции от 14.09.2005 N 144 признано недействительным в части начисления НДС в сумме 212634 руб. 70 коп. Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.06.2006 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-51627/05 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.08.2006 N Ф09-7517/06-С2 решение суда оставлено в силе.
Предприятие 20.12.2006 обратилось с заявлением в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога в сумме 212634 руб. 70 коп. с начислением на указанную сумму процентов с 30.09.2005 г. по день фактического возврата.
Инспекция платежным поручением от 05.02.2007 N 9869 возвратила заявителю неправомерно взысканный НДС в сумме 212634 руб. 70 коп. без уплаты спорной суммы процентов.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Пункт 1 ст. 45 Кодекса предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
В силу п. 4, 5 ст. 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения такого решения.
Довод налогового органа о том, что возврат НДС в сумме 212634 руб. 70 коп. произведен инспекцией в порядке, установленном ст. 78 Кодекса, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании заявителем кассационной жалобы норм законодательства о налогах и сборах.
При проведении налоговым органом налоговой проверки по соблюдению законодательства о налогах и сборах выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов или сборов. По результатам проверки выносится решение.
На основании статей 69, 70, 101 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней.
Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Следовательно, перечисление обществом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.
С учетом положений ст. 79 Кодекса и на основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно обязали инспекцию возместить обществу из бюджета проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога. При этом размер процентов правильно определен судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 по делу N А76-4728/07 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод налогового органа о том, что возврат НДС в сумме 212634 руб. 70 коп. произведен инспекцией в порядке, установленном ст. 78 Кодекса, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании заявителем кассационной жалобы норм законодательства о налогах и сборах.
При проведении налоговым органом налоговой проверки по соблюдению законодательства о налогах и сборах выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов или сборов. По результатам проверки выносится решение.
На основании статей 69, 70, 101 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней.
...
С учетом положений ст. 79 Кодекса и на основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно обязали инспекцию возместить обществу из бюджета проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога. При этом размер процентов правильно определен судом апелляционной инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2007 г. N Ф09-8360/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника