Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 января 2008 г. N Ф09-11411/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.10.2007 по делу N А07-12861/07.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Салаватстекло" (далее - общество, налогоплательщик) - Киселев А.А. (доверенность от 22.01.2008 N 026).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 06.08.2007 N 11-13/1095 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 17.10.2007 заявленные требования общества удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 06.08.2007 N 11-13/1095 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом ст. 123, 310, 312 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество представило отзыв, в котором просит кассационную жалобу инспекции оставить без удовлетворения, считая доводы налогового органа противоречащими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленного обществом расчета (информации) о суммах выплаченных доходов иностранным организациям и удержанных налогов за 1-й квартал 2007 г. составлен акт от 22.06.2007 N 41 и принято решение от 06.08.2007 N 11-13/1095 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 796982 руб. 20 коп.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности послужили выводы инспекции о необоснованном неудержании налогоплательщиком сумм налога с доходов, выплаченных иностранным организациям, в связи с тем что общество на дату выплаты дохода иностранным компаниям не представило документы, подтверждающие постоянное местонахождение иностранных фирм в иностранном государстве.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что у общества отсутствовала обязанность произвести удержание и перечисление в бюджет налога с доходов, выплаченных иностранным юридическим лицам.
В соответствии с п. 1 ст. 310 Налогового кодекса Российской Федерации российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающая доход иностранной организации, удерживает сумму налога из доходов этой иностранной организации при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, в валюте выплаты дохода либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату перечисления налога (исключение составляют случаи выплаты доходов, оговоренные в п. 2 ст. 310 указанного Кодекса).
Согласно п. 2 ст. 310 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 данного Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 названного Кодекса.
В силу п. 1 ст. 312 Налогового кодекса Российской Федерации при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
Исходя из названной нормы при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства.
При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, этот доход освобождается от удержания налога у источника выплаты.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр, Правительством Федеративной Республики Германия заключены соглашения "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществом в 1 квартале 2007 г. произведена выплата доходов компаниям "ROINGO ENTERPRISES" (Кипр), "ATON INTERNATIONAL LIMITED" (Кипр), "HORN GLASS INDUSTRIES AG" (Германия), "HEYE INTERNATIONAL GMBH" (Германия). В 2006 г. указанные иностранные компании в подтверждение своего постоянного местопребывания на территории Республики Кипр и Федеративной Республики Германия представили обществу документы, выданные уполномоченными органами (Министерством финансов Республики Кипр и Государственным налогово-финансовым управлением Германии).
Представленные налогоплательщику свидетельства о подтверждении того, что указанные контрагенты общества резиденты Республики Кипр и Федеративной Республики Германия являются официальными документами и в соответствии с Гаагской конвенцией от 05.10.61 заверены апостилями. Таким образом, на дату выплаты доходов общество располагало документами, подтверждающими постоянное местонахождение указанных иностранных фирм в данных государствах.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что у общества отсутствовала обязанность произвести удержание и перечисление в бюджет налога с доходов, выплаченных иностранным юридическим лицам, и соответственно сделал вывод об отсутствии у инспекции оснований для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании законодательства.
На основании изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.10.2007 по делу N А07-12861/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из названной нормы при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства.
...
Представленные налогоплательщику свидетельства о подтверждении того, что указанные контрагенты общества резиденты Республики Кипр и Федеративной Республики Германия являются официальными документами и в соответствии с Гаагской конвенцией от 05.10.61 заверены апостилями. Таким образом, на дату выплаты доходов общество располагало документами, подтверждающими постоянное местонахождение указанных иностранных фирм в данных государствах.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что у общества отсутствовала обязанность произвести удержание и перечисление в бюджет налога с доходов, выплаченных иностранным юридическим лицам, и соответственно сделал вывод об отсутствии у инспекции оснований для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 января 2008 г. N Ф09-11411/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника