Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 января 2008 г. N Ф09-46/08-С3
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2008 г. N 6644/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2007 по делу N А07-9785/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители инспекции - Ишбулатов Р.Р. (доверенность от 09.01.2008), Гаймалеев Д.Р. (доверенность от 25.01.2008).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Башкирская нефтехимическая компания" (далее - общество), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к инспекции о признании недействительными решения от 26.06.2007 N 78 и постановления от 26.06.2007 N 89 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Решением суда от 27.09.2007 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению инспекции, вывод судов о том, что в период нахождения юридического лица в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном положениями ст. 46, 47, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), является неправомерным.
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Как следует из материалов дела, общим собранием акционеров общества 02.08.2005 принято решение о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, 10.08.2005 по уведомлению общества указанные сведения зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц.
Инспекцией в адрес общества направлено требование по состоянию на 06.06.2007 N 38 об уплате налога, сбора, пени и штрафа. В связи с неисполнением требования в срок до 25.06.2007 инспекцией приняты решение от 26.06.2007 N 78 и постановление от 26.06.2007 N 89 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Считая указанные ненормативные акты инспекции незаконными, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу о том, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Вывод судов соответствует действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с положениями ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 Кодекса.
Вместе с тем ст. 49 Кодекса предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица определен в ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно положениям названной статьи ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (п. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии с п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в четвертую очередь.
Согласно пунктам 2 и 5 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Приведенные положения ст. 49 Кодекса и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что оспариваемое решение и постановление инспекции о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика приняты после принятия решения о добровольной ликвидации общества, создании ликвидационной комиссии, составлении промежуточного ликвидационного баланса и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц. Кроме того, суды установили, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2007 по делу N А07-3848/2007-А-ХИМ, вступившим в законную силу, признаны незаконными действия налогового органа, выразившиеся в отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией.
Таким образом, вывод судов о том, что налоговый орган не вправе списывать суммы налога и пеней в бесспорном порядке в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, поскольку такие действия не соответствуют требованиям налогового и гражданского законодательства, а также нарушают права организации, находящейся в процессе ликвидации, и остальных кредиторов, является правильным.
Оснований для переоценки вывода судов в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, не выявлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба инспекции - без удовлетворения
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2007 по делу N А07-9785/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в четвертую очередь.
Согласно пунктам 2 и 5 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
...
Приведенные положения ст. 49 Кодекса и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 января 2008 г. N Ф09-46/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника