Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 января 2008 г. N Ф09-11537/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Пермской таможни (далее - таможня) на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.09.2007 (резолютивная часть от 07.09.2007) по делу N А50-9767/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "ЮНРК Маркетинг АГ" (далее - общество) - Красноштанов Д.С. (доверенность от 02.07.2007 б/н).
Представители таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения таможни от 23.04.2007 N 13-01-20/4002 об отказе в удовлетворении заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением суда от 14.09.2007 (резолютивная часть от 07.09.2007) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, таможня просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений п. 9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств Содружества Независимых государств от 30.11.2000 (далее - Правила), Соглашения о создании зоны свободной торговли, заключенного главами правительств государств-участников СНГ 15.04.1994 (далее - Соглашение), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Общество в отзыве указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица на территории Швейцарии. Общество имеет представительство на территории России, открытое и аккредитованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 47 по г. Москве, в российском банке имеет расчетные счета.
Между обществом в лице главы его представительства, действующего по доверенности, выданной обществом, и акционерным обществом "ТНК КАЗХРОМ" (Казахстан) был заключен контракт от 01.08.2006, согласно которому товар с территории Казахстана был ввезен на территорию Российской Федерации.
Представительство общества оформило таможенные декларации на данный товар и внесло авансовые таможенные платежи на счет таможни. Данная операция включена в налоговую базу, отражена в налоговых декларациях.
Общество, полагая, что поскольку товар ввозится из Республики Казахстан на территорию Российской Федерации в соответствии с п. 9 Правил и п. 6 Приказа государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.12.2003 N 1539 "О предоставлении тарифных преференций" (далее - Приказ ГТК РФ N 1539), то ввозная пошлина уплачиваться не должна, обратилось в таможню с заявлениями от 12.12.2006 N 12-12/02 и от 27.03.2007 N 27.03/07-05 о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 352926 руб. 15 коп.
Таможня письмом от 23.04.2007 N 13-01-20/4002 отказала обществу в возврате (зачете) уплаченных таможенных платежей (ввозных таможенных пошлин), сославшись на то, что таможенное оформление товара произведено ненадлежащим лицом и должно было производиться по иному контракту - контракту от 25.09.2006 N 6ЮНРК-СБ/АВИС, заключенному между обществом и открытым акционерным обществом "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА". По мнению таможни, представительство общества не является резидентом государства-участника Соглашения.
Считая действия таможни об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных платежей незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие у таможни законных оснований для отказа в зачете излишне уплаченных таможенных платежей. По мнению судов, товар на территорию Российской Федерации ввезен обществом, являющимся покупателем этого товара, представительство общества соответствует признакам понятия "резидент Российской Федерации" и соответственно, являясь участником Соглашения, освобождается от уплаты таможенных платежей при ввозе товаров из стран-участников данного соглашения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз.
Согласно п. 6 Приказа ГТК РФ N 1539 ввозные таможенные пошлины не применяются, в том числе при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации с таможенной территории Республики Казахстан, что соответствует положениям Соглашения, участниками которого являются указанные страны.
По смыслу п. 9 Правил, применяемых в государствах-участниках Соглашения, товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств-участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также эксплуатируется на основании договора (контракта) между резидентом одного из государств-участников Соглашения и резидентом другого государства-участника Соглашения и ввозится с таможенной территории государства-участника Соглашения на таможенную территорию другого государства-участника Соглашения.
При этом под резидентами понимаются любые физические и юридические лица, предприятия и организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного пребывания, места управления, регистрации и создания либо любой другой аналогичной характеристики. Исключением являются лица, которые подвергаются налогообложению только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров.
Исследовав представленные в дело доказательства (разрешение на открытие представительства от 11.07.2006 N 11407; свидетельство о внесении в сводный государственный реестр от 11.07.2006 N 15667; свидетельство о постановке на учет в налоговый орган от 27.07.2006 серия 77 N 0423455; информационное письмо об учете в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов от 26.07.2007 N 1-17-26/744041, контракт от 01.08.2006 N FeCr-ENRC-2006|01), доводы лиц, участвующих в деле, и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что таможенное оформление товара правомерно произведено обществом по контракту, указанному в декларации, представительство общества соответствует всем признакам понятия "резидент", поскольку оно зарегистрировано на территории Российской Федерации в установленном порядке, состоит на налоговом учете, исходя из своей деятельности уплачивает налоги.
Таким образом, представительство общества, являясь резидентом Российской Федерации - страны-участника Соглашения, имеет законное право на предоставление ему преференций (льгот) при ввозе товара с территории Республики Казахстан.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования общества о признании решения таможни от 23.04.2007 N 13-01-20/4002 об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных платежей, внесенных в качестве аванса на счет таможенного органа, недействительным.
Доводы таможни о том, что общество не является резидентом, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права, примененных судом к спорным правоотношениям.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 14.09.2007 (резолютивная часть от 07.09.2007) по делу N А50-9767/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в дело доказательства (разрешение на открытие представительства от 11.07.2006 N 11407; свидетельство о внесении в сводный государственный реестр от 11.07.2006 N 15667; свидетельство о постановке на учет в налоговый орган от 27.07.2006 серия 77 N 0423455; информационное письмо об учете в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов от 26.07.2007 N 1-17-26/744041, контракт от 01.08.2006 N FeCr-ENRC-2006|01), доводы лиц, участвующих в деле, и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что таможенное оформление товара правомерно произведено обществом по контракту, указанному в декларации, представительство общества соответствует всем признакам понятия "резидент", поскольку оно зарегистрировано на территории Российской Федерации в установленном порядке, состоит на налоговом учете, исходя из своей деятельности уплачивает налоги.
Таким образом, представительство общества, являясь резидентом Российской Федерации - страны-участника Соглашения, имеет законное право на предоставление ему преференций (льгот) при ввозе товара с территории Республики Казахстан.
...
Доводы таможни о том, что общество не является резидентом, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права, примененных судом к спорным правоотношениям."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 января 2008 г. N Ф09-11537/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника