• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 января 2004 г. N Ф09-4722/03АК Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным и не подлежащим исполнению инкассового поручения инспекции о взыскании пени по подоходному налогу, поскольку заявителем пропущен срок исковой давности (извлечение)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Статья 75 НК РФ также указывает, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, а также могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика на счетах в банке. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке. Из пункта 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 N 200-О следует, что уплата пеней связывается законодателем с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору; эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено; подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки.

При этом согласно пункту 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П по смыслу статьи 57 Конституции РФ налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.

Таким образом, положения ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 155-ФЗ) относятся к тем суммам пени, которые начислены до 01.01.1999 на соответствующую сумму недоимки по налогу.

Кроме того, согласно разъяснениям Конституционного суда РФ списание со счета клиента банка неуплаченного налога в отличие от добровольных перечислений налоговых платежей является обязательным, это вытекает из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года, согласно которому обязательный и принудительный характер налога обусловливает бесспорный характер взысканий с юридических лиц сумм не внесенных в срок налогов (недоимки) и пени в случае задержки уплаты налога (абзац 4 пункта 2 мотивировочной части Постановления КС РФ от 23.12.1997 N 21-П)."


Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 января 2004 г. N Ф09-4722/03АК


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника