Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 декабря 2003 г. N Ф09-4166/03АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Оренбурга (далее - инспекция) на решение от 02.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 02.09.2003 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-4223/03 по заявлению открытого акционерного общества "Парк-Олбор" (далее - общество) о признании недействительным ненормативного акта налогового органа.
Представители сторон, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд не прибыли.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к инспекции о признании недействительным требования N 2 об уплате налогов и других обязательных платежей по состоянию на 20.09.2002 в сумме 466243 руб. 94 коп.
Решением от 02.07.2003 Арбитражного суда Оренбургской области требования заявителя удовлетворены частично. Требование налогового органа N 2 об уплате налогов и других обязательных платежей по состоянию на 20.09.2002 признано недействительным в части включения в него социального налога (код 1010540) в размере 1551 руб. 81 коп., пени по социальному налогу в размере 97 руб. 56 коп., пени по подоходному налогу в размере 28565 руб. 97 коп., пени по коду 1400305 (Фонд занятости) в размере 6837 руб. 97 коп., пени по НДС в размере 481 руб. 35 коп., пени по налогу на прибыль в размере 155 руб. 26 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.09.2003 решение оставлено без изменения.
Инспекция с судебными актами не согласна в части удовлетворения требований заявителя о признании оспариваемого требования налогового органа недействительным в части включения в него пени по подоходному налогу в размере 28565 руб. 97 коп., пени по страховым взносам в Фонд занятости в размере 6837 руб. 97 коп. и пени по НДС в размере 481 руб. 35 коп., просит судебные акты в указанной части отменить, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом ст. 71 НК РФ и ст. 24 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ".
Проверив законность судебных актов в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник по поводу направления налоговым органом обществу требования об уплате, в частности, пени по подоходному налогу в размере 28565 руб. 97 коп., пени по страховым взносам в Фонд занятости в размере 6837 руб. 97 коп. и пени по НДС в размере 481 руб. 35 коп. за несвоевременную уплату соответствующих сумм налогов и сборов.
Удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, арбитражный суд исходил из пропуска налоговым органом в этой части срока предъявления обществу требования об уплате пени.
Такой вывод суда является правильным, соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах и подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Как видно из материалов дела, инспекция направила обществу требование N 4414 об уплате налогов и других обязательных платежей по состоянию на 25.04.2001 (л.д. 26), в котором налогоплательщику предложено уплатить, в частности, пени по подоходному налогу в размере 28565 руб. 97 коп., пени по страховым взносам в Фонд занятости в размере 6837 руб. 97 коп. и пени по НДС в размере 481 руб. 35 коп. (где задолженность по соответствующим налогам и сборам на момент направления требования отсутствует) со сроком уплаты указанных сумм - в пятидневный срок (л.д. 26).
Оспариваемым требованием N 2 об уплате налогов и других обязательных платежей по состоянию на 20.09.2002 инспекция предложила обществу уплатить те же суммы пени по тем же налогам и сборам (по которым задолженность на момент направления требования отсутствует) в срок до 30.09.2002 (л.д. 23).
30.09.2002 налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки общества вынесено решение о привлечении общества к налоговой ответственности (л.д. 7-8), в котором отсутствуют суммы вышеприведенных пени.
Требованием N 20 об уплате налогов по состоянию на 19.03.2003 (л.д. 97) инспекцией предложено налогоплательщику уплатить те же суммы пени по тем же налогам и сборам, по которым задолженность на момент направления требования отсутствует.
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что инспекция указанными требованиями произвольно увеличивает сроки, установленные ст. 70 НК РФ, которые являются предельными согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (п. 6 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 - Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ) и позиции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (п. 1 Порядок направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, утв. Приказом МНС РФ от 02.04.2003 N БГ-3-29/159).
Кроме того, судом правомерно сделан вывод об отсутствии в оспариваемом ненормативном акте налогового органа в нарушение п. 4 ст. 69 НК РФ сведений и оснований для начисления указанных сумм пени.
Инспекцией в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что в периоды между направлением вышеприведенных требований налогоплательщику, его обязанность по уплате налогов и сборов в оспариваемой части изменялась, в связи с чем были необходимы уточненные требования в порядке ст. 71 НК РФ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно признал недействительным требование налогового органа N 2 об уплате налогов и других обязательных платежей по состоянию на 20.09.2002 в части включения в него пени по подоходному налогу в размере 28565 руб. 97 коп., пени по страховым взносам в Фонд занятости в размере 6837 руб. 97 коп. и пени по НДС в размере 481 руб. 35 коп.
Доводы налогового органа подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 02.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 02.09.2003 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-4223/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требованием N 20 об уплате налогов по состоянию на 19.03.2003 (л.д. 97) инспекцией предложено налогоплательщику уплатить те же суммы пени по тем же налогам и сборам, по которым задолженность на момент направления требования отсутствует.
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что инспекция указанными требованиями произвольно увеличивает сроки, установленные ст. 70 НК РФ, которые являются предельными согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (п. 6 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 - Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ) и позиции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (п. 1 Порядок направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, утв. Приказом МНС РФ от 02.04.2003 N БГ-3-29/159).
Кроме того, судом правомерно сделан вывод об отсутствии в оспариваемом ненормативном акте налогового органа в нарушение п. 4 ст. 69 НК РФ сведений и оснований для начисления указанных сумм пени.
Инспекцией в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что в периоды между направлением вышеприведенных требований налогоплательщику, его обязанность по уплате налогов и сборов в оспариваемой части изменялась, в связи с чем были необходимы уточненные требования в порядке ст. 71 НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 декабря 2003 г. N Ф09-4166/03АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника