Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 апреля 2010 г. N Ф09-1797/10-С6 по делу N А76-14444/2009-63-187
Дело N А76-14444/2009-63-187
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Соколовой Н.П., Семеновой З.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Карбон-Трейд" (далее - общество "Карбон-Трейд") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2009 по делу N А76-14444/2009-63-187 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. В судебном заседании приняли участие представители: общества "Карбон-Трейд" - Попова О.И. (доверенность от 08.07.2009); Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - управление) - Мусанева Н.Н. (доверенность от 17.11.2009 N 17/10).
В судебном заседании суда кассационной инстанции, назначенном на 29.03.2010, объявлен перерыв до 01.04.2010, 09 ч 15 мин. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя общества "Карбон-Трейд" - Поповой О.И. (доверенность от 08.07.2009).
В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлен перерыв до 01.04.2010, 16 ч 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Общество "Карбон-Трейд" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (в настоящее время Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области), изложенного в письме от 09.04.2009 N 1545/2, об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:02: 13 007:0024 в процентах от его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009; об обязании управления определить кадастровую стоимость названного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 в процентах от его рыночной стоимости (160 355 000 руб.) и внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости данного земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Правительство Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью "Бюро оценки и экспертизы "Стандартъ" (далее - общество "Бюро оценки и экспертизы "Стандартъ"), администрация г. Челябинска, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области (далее - кадастровая палата).
Решением суда от 20.10.2009 (судья Михайлова Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2010 (судьи Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, с учетом ее уточнения, общество "Карбон-Трейд" просит указанные судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования, изменить выводы судов в части надлежащего определения кадастровой стоимости спорного земельного участка. Заявитель ссылается на неправильное применение судами ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение ч. 2 ст. 13, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, кадастровая стоимость спорного земельного участка не установлена, поскольку отсутствует нормативный акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении ее размера; постановление Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 не является таким актом, поскольку не соответствует требованиям п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), ст. 70-1 Устава Челябинской области, официально в полном объеме не опубликовано и утверждает удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по видам функционального использования земель, а не результат оценки кадастровой стоимости спорного земельного участка. Заявитель считает, что акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 23.03.2007 не является надлежащим документом, устанавливающим его кадастровую стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Карбон-Трейд" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводской р-н, ул. Героев Танкограда - Марченко, с кадастровым номером 74:36:02 13 007:0024, категория земель: земли поселений, функциональное использование: для эксплуатации не завершенного строительством объекта, площадь участка - 37 729 кв.м.
Данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет по заявлению от 06.04.2005 прежнего собственника земельного участка -закрытого акционерного общества "Уралхимсбыт".
Общество "Карбон-Трейд" 14.02.2007 обратилось в управление с заявлением о предоставлении сведений из государственного земельного кадастра.
В кадастровом плане земельного участка от 04.04.2007 (выписке из государственного земельного кадастра) отражены, в частности, кадастровая стоимость земельного участка и удельный показатель кадастровой стоимости (т. 1,л.д. 40).
Общество "Карбон-Трейд" обратилось в управление с заявлением от 25.02.2009, в котором просило определить кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка по состоянию на 01.01.2009 в процентах от его рыночной стоимости, которая определена в отчете независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью "Барт" Бюро оценки и экспертизы (правопреемником которого является общество "Бюро оценки и экспертизы "Стандарты)).
В письме от 09.04.2009 N 1545/2 управление сообщило обществу "Карбон-Трейд" о невозможности определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в процентном отношении от его рыночной стоимости. Управление указало, что кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основе удельного показателя, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309, и внесена в государственный кадастр недвижимости 23.03.2007 на основании Акта определения кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, в законодательстве отсутствует механизм расчета кадастровой стоимости земельного участка на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Общество "Карбон-Трейд", полагая, что отказ управления в определении кадастровой стоимости спорного земельного участка в процентном отношении от его рыночной стоимости является незаконным и нарушает его права и законные интересы как плательщика земельного налога, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, определяется кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, и Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участках в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Таким образом, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в результате государственной кадастровой оценки земель нормативно определен и не является произвольным.
Судами установлено, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка использовался метод умножения размера установленного постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 удельного показателя стоимости земли по виду функционального использования на площадь земельного участка.
В п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Судами принято во внимание, что в случае, предусмотренном указанной нормой, рыночная стоимость земельного участка является базовой оценочной величиной, в процентах от которой устанавливается его кадастровая стоимость. При этом принцип или механизм определения соответствующего процентного соотношения для расчета кадастровой стоимости в данной статье не указан, для спорного участка такое соотношение нормативно не определено, тождество величин рыночной и кадастровой стоимости из положений указанной нормы прямо не следует.
Таким образом, с учетом установленных по настоящему делу обстоятельств и существа спора суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством, не определена, отклоняется с учетом предмета спора, в котором заявлены требования, основанные на положениях п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации; законность действий по определению кадастровой стоимости земельного участка в 2007 году предметом настоящего спора не является.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, также не влияют на законность обжалуемых судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела, что выходит за пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2009 по делу N А76-14444/2009-63-187 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Карбон-Трейд" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Судами принято во внимание, что в случае, предусмотренном указанной нормой, рыночная стоимость земельного участка является базовой оценочной величиной, в процентах от которой устанавливается его кадастровая стоимость. При этом принцип или механизм определения соответствующего процентного соотношения для расчета кадастровой стоимости в данной статье не указан, для спорного участка такое соотношение нормативно не определено, тождество величин рыночной и кадастровой стоимости из положений указанной нормы прямо не следует.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством, не определена, отклоняется с учетом предмета спора, в котором заявлены требования, основанные на положениях п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации; законность действий по определению кадастровой стоимости земельного участка в 2007 году предметом настоящего спора не является."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2010 г. N Ф09-1797/10-С6 по делу N А76-14444/2009-63-187
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника