Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 мая 2003 г. N Ф09-1218/03АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ИМНС РФ по Новоорскому району Оренбургской области на решение от 13.02.2003 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-3928/02.
Представители заявителя и налогового органа, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд не прибыли.
Потребительское общество "Новоорское" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к ИМНС РФ по Новоорскому району Оренбургской области о признании незаконным и отмене постановления налогового органа от 01.11.2002 N 2 по делу об административном правонарушении.
Решением от 13.02.03 Арбитражного суда Оренбургской области требования заявителя удовлетворены. В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
ИМНС РФ по Новоорскому району Оренбургской области с судебным актом не согласна, просит его отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом норм материального права, полагая достаточным для подтверждения состава правонарушения зафиксировать в акте проверки факт проведения денежных расчетов за приобретенный товар с применением ККМ, на которой отсутствует голограмма.
Проверив законность судебных актов в порядке ст.ст. 284, 286, 287, 288 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения Потребительского общества "Новоорское" в арбитражный суд послужило постановление налогового органа от 01.11.2002 N 2 по делу об административном правонарушении, на основании которого заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30000 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из недоказанности налоговым органом вины потребительского общества "Новоорское" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.
Такой вывод суда является правильным, соответствует требованиям административного законодательства.
В соответствии со статьями 1, 2, 3 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица с обязательным применением контрольно-кассовых машин в соответствии с требованиями, которые определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (в ред. постановления Правительства РФ от 07.08.1998 N 904).
Согласно пункту 7 названного Положения не допускаются к применению контрольно-кассовые машины, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля.
Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства в силу разъяснений, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.05.1998 N 14-П и в Определении Конституционного Суда РФ от 01.04.1999 N 29-О, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 14.5 КоАП РФ.
В силу требований ст.ст. 1.5, 2.1, 3.1 и 4.1 КоАП РФ административная ответственность может быть применена только лишь за виновно совершенное физическим или юридическим лицом противоправное деяние и только лишь в порядке, установленном административным законодательством.
При этом согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд установил, что потребительское общество "Новоорское" приняло все возможные меры для приобретения голограммы "Сервисное обслуживание 2002", но которая не была установлена на контрольно-кассовую машину по независящим от заявителя причинам, а сама ККМ была допущена к эксплуатации на территории РФ.
При таких обстоятельствах суд обоснованно со ссылкой на ст. 65 АПК РФ признал недоказанной вину заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, и правомерно признал незаконным и отменил постановление налогового органа от 01.11.2002 N 2 по делу об административном правонарушении.
Доводы ИМНС РФ по Новоорскому району Оренбургской области подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права и как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 13.02.2003 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-3928/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу требований ст.ст. 1.5, 2.1, 3.1 и 4.1 КоАП РФ административная ответственность может быть применена только лишь за виновно совершенное физическим или юридическим лицом противоправное деяние и только лишь в порядке, установленном административным законодательством.
...
Арбитражный суд установил, что потребительское общество "Новоорское" приняло все возможные меры для приобретения голограммы "Сервисное обслуживание 2002", но которая не была установлена на контрольно-кассовую машину по независящим от заявителя причинам, а сама ККМ была допущена к эксплуатации на территории РФ.
При таких обстоятельствах суд обоснованно со ссылкой на ст. 65 АПК РФ признал недоказанной вину заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, и правомерно признал незаконным и отменил постановление налогового органа от 01.11.2002 N 2 по делу об административном правонарушении."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 мая 2003 г. N Ф09-1218/03АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника