Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 2 апреля 2010 г. N А60-47775/2009-С6
Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 2 апреля 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Серову и Серовскому району Свердловской области к муниципальному предприятию "Серовавтодор" (ОГРН 1026601815349; ИНН 6632003575) 3-е лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области о взыскании 7522 руб. 10 коп. при участии в заседании:
от заявителя представители не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте суда. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей, судом рассмотрено, удовлетворено.
от заинтересованного лица: И.В. Воронкова, представитель по доверенности от 01.01.2009;
от третьего лица представители не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте суда. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей, судом рассмотрено, удовлетворено.
В судебном заседании 24.03.2010 года был объявлен перерыв до 11-00 часов 31.03.2010 года. После перерыва судебное заседание продолжено при участии:
от заявителя представители не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте суда. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей, судом рассмотрено, удовлетворено.
от заинтересованного лица: И.В. Воронкова, представитель по доверенности от 01.01.2009;
от третьего лица представители не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте суда. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей, судом рассмотрено, удовлетворено.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя и третьего лица.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отвода суду не заявлено. Ходатайств и заявлений не поступило.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Серову и Серовскому району Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к муниципальному предприятию "Серовавтодор" о взыскании финансовых санкций за представление недостоверных (неполных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2007 год в размере 7522 руб. 10 коп.
Заинтересованное лицо, оспаривая заявленные требования ссылается на существенные нарушения порядка привлечения к ответственности, в связи с чем оснований для взыскания штрафа не имеется.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области представила отзыв, поддерживает требования заявителя.
Определением от 17.11.2009 года производство по делу N А60-47775/2009-С6 до вступления в законную силу решений Арбитражного суда Свердловской области по делам N А60-28140/2009-С10 и N А60-39120/2009-С2 было приостановлено.
Определением от 04.03.2010 года производство по делу N А60-47775/2009-С6 было возобновлено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, суд установил:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области на основании решения N 11-09/134 от 25.12.2008 проведена выездная налоговая проверка МП "Серовавтодор" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 25.12.2008, по результатам которой составлен акт от 14.04.2009 N 11-09/42, на основании которого 15.05.2009 вынесено решение N 11-09/34, в том числе о доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 75221 руб.
Налоговой инспекцией сделан вывод о занижении предприятием налоговой базы по ЕСН за 2007г. на 543811 руб. в результате невключения в нее выплат, произведенных физическим лицам - работникам предприятия, следовательно, о занижении базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007г. в сумме 543811 руб.
Таким образом, налоговой инспекцией доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 76134 руб. (543811х14%).
По данным налогового органа база для начисления страховых взносов за расчетный период составила 16816620 руб.
Сумма страховых взносов по данным налогового органа составила 75221 руб. в результате уменьшения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006г. на 913 руб. (неправильное применение регрессивных тарифов в 2006г.).
В решении от 08.07.2009 N 1060/09 Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области указало на правомерность доначисления ЕСН. В связи с тем, что налоговая база по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должна соответствовать налоговой базе по ЕСН, решением признано правомерным доначисление в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Между тем, Управление указало на неправомерность взыскания налоговым органом недоимки, пени, штрафа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Такие полномочия имеются у Пенсионного фонда РФ. В связи с чем, Управление изменило решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области от 15.05.2009 N 11-09/34 в том числе: уменьшило на 75221 руб. сумму, исчисленную по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ.
Выписка из акта N 11-09/42 от 14.04.2009 выездной налоговой проверки, материалы проверки направлены Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области в адрес Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Серову и Серовскому району Свердловской области для принятия мер.
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Серову и Серовскому району Свердловской области в адрес заинтересованного лица было направлено требование N 16-1 о добровольной уплате недоимки по страховым взносам в размере 75221 руб. и пени, которое предприятием не исполнено. Пенсионный фонд обратился за взысканием суммы недоимки в арбитражный суд.
Пенсионным фондом по результатам проверки также составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании, N 103 от 13.08.2009, а именно представление неполных сведений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 год. Копия акта с указанием даты его рассмотрения направлена в адрес заинтересованного лица заказным письмом.
На основании акта от 13.08.2009 N 103 органом Пенсионного фонда Российской Федерации вынесено решение о привлечении МП "Серовавтодор" к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде финансовых санкций в размере 7522 руб. 10 коп.
При определении размера финансовой санкции управление исчислило 10 процентов, исходя из суммы причитающихся платежей 75221 руб. в отношении которой представлены неполные сведения.
Требование от 04.09.2009 N 181 о добровольной уплате штрафа исполнено в установленный срок не было, в связи с чем орган Пенсионного фонда Российской Федерации обратился в суд.
Рассматривая материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 и 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом застрахованном лице; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; сведения о страховом стаже, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки МП "Серовавтодор" МИФНС России N 4 по Свердловской области, был установлен факт занижения налогооблагаемой базы по ЕСН и страховым взносам, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, в результате невключения в базу для исчисления ЕСН И страховых взносов, денежных средств в размере 543811 рублей, выплаченных работникам предприятия по итогам 2007 года.
Данное занижение произошло в результате того, что на основании коллективного договора, приказа N 21 от 29.12.2007 года работникам предприятия было выплачено вознаграждение за работу по итогам года, которое входит в состав оплаты труда. Данное нарушение также подтверждается сводом предприятия по начислению и удержанию за декабрь 2007 года, платежным поручением от 26.12.2007 года.
На основании материалов выездной налоговой проверки, проведенной Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области и переданных в ГУ Управление ПФ РФ по г. Серову и Серовскому району Свердловской области, последним был установлен факт, что заинтересованным лицом были представлены за 2007 год неполные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. Данное нарушение подтверждается карточками регистрации движения индивидуальных сведений, ведомостью уплаты страховых взносов.
Факт занижения предприятием облагаемой базы для исчисления ЕСН и страховых взносов подтвержден решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.10.2009 по делу N А60-28140/2009-С10 и Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу N А60-39120/2009-С2.
При таких обстоятельствах суд считает, что факт предоставления предприятием неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета) за 2007 год, подтвержден материалами дела, суд полагает, что Пенсионный фонда РФ правомерно привлек заинтересованное лицо к ответственности в виде штрафных санкций в размере 7522,10 руб.
Заинтересованное лицо, не оспаривает, что данные выплаты не включены в сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. Оспаривая заявленные требования, заинтересованное лицо указывает на нарушение Пенсионным Фондом РФ порядка привлечения к ответственности, что, по его мнению, является безусловным основанием для отказа во взыскании штрафа. Нарушение порядка выразилось в несвоевременном направлении в его адрес акта проверки, в связи с чем, решение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании вынесено заявителем без учета срока на предоставлении возражений.
Данный довод суд исследовал и установил.
Согласно п. 5 ст. 101.4 Налогового Кодекса РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (п. 6).
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (п. 7).
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения (п. 12).
Как следует из материалов дела, акт проверки N 103 заявителем составлен 13 августа 2009 года, который получен предприятием 24 августа 2009 года.
В акте проверки указано, что рассмотрение акта состоится в 10 часов 00 минут 4 сентября 2009 года.
Рассмотрение материалов проверки состоялось 04 сентября 2009 года, по итогам рассмотрения Пенсионный фонд РФ вынес решение N 181 о привлечении МУ "Серовавтодор" к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 7522,10 рублей.
Таким образом заинтересованное лицо о дате, времени, месте рассмотрения материалов проверки было надлежащим образом извещено. Поскольку представители предприятия не явилось на рассмотрение материалов проверки, акт рассмотрен в их отсутствие.
Существенных условий процедуры рассмотрения акта и материалов проверки судом не установлено.
Нарушение заявителем срока рассмотрения акта проверки не является безусловным основанием для освобождения заинтересованного лица от уплаты штрафа, поскольку данное нарушение не привело к принятию неправильного решения. Кроме того, судом учтено, что о дате и времени рассмотрения материалов проверки предприятие было извещено, на рассмотрение которых не явилось, каких-либо возражений не представило, ходатайств об отложении в связи с поздним получением акта проверки не заявляло. При рассмотрении дела в суде, дополнительных документов, доводов, опровергающих выводы, изложенных в акте проверки, заинтересованным лицом суд не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для отказа во взыскании штрафа, в связи с нарушением процедуры привлечения заинтересованного лица к ответственности, не имеется.
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в два раза.
В соответствии с п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность лица за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Как видно, перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств является открытым, т.е. неограниченным. Таким образом, суд или государственный орган, рассматривающий дело о правонарушении, может по своему усмотрению признать в качестве смягчающего ответственность обстоятельства также любое иное обстоятельство, не названное в п. 1 ст. 112 НК РФ.
Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность снижения размера налоговых санкций за совершение налоговых правонарушений в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 или 18 НК РФ.
Поскольку обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или государственным органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения, то установление смягчающих ответственность обстоятельств - не только право, но и обязанность суда или налогового органа, рассматривающего дело. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что для удовлетворения судом требования налогового органа представляется недостаточной только констатация самого факта правонарушения без учета личности налогоплательщика и иных обстоятельств (Постановление ВАС РФ от 01.02.2002 N 6106/01), суд обязан учитывать смягчающие ответственность обстоятельства (Постановление ВАС РФ от 06.03.2001 N 8337/00).
В качестве смягчающих налоговую ответственность обстоятельств, признаются, в частности, следующие обстоятельства:
- несоразмерность налоговой санкции характеру совершенного налогового правонарушения и(или) его вредным последствиям. В Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. N 14-П указано, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния;
- совершение налогового правонарушения впервые;
- статус налогоплательщика, характер его деятельности, и многое другое.
Поскольку перечень смягчающих обстоятельств, предусмотренный п. 1 ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим, суд вправе признать в качестве смягчающих и иные обстоятельства.
Из приведенных положений следует, что уменьшение штрафа допускается по усмотрению суда, рассматривающего дело, и в том случае, если смягчающие обстоятельства не были учтены (установлены) государственным органом при вынесении решения по итогам проверки, при этом суд как правоприменитель вправе признать и иные смягчающие обстоятельства, не перечисленные в Налоговом кодексе РФ.
Учитывая изложенное, а также то, что предприятие осуществляет социально значимые виды деятельности, суд считает, что штраф, правомерно начисленный Пенсионный фондом РФ, подлежит уменьшению в четыре раза, до 1880 руб. 52 коп.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Взыскать с МП "Серовавтодор" (место нахождения: 624980, Свердловская область, г. Серов, ул. Новые дома д.16; ОГРН 1026601815349, ИНН 6632003575) в доход бюджета Пенсионного фонда Российской федерации штраф в размере 1880 (одна тысяча восемьсот восемьдесят) рублей 52 копейки.
3. В удовлетворении остальной части требований отказать.
4. Взыскать с МП "Сероватодор" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 500 (пятьсот) рублей, пропорционально удовлетворенным требованиям.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 2 апреля 2010 г. N А60-47775/2009-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника