Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 2 апреля 2010 г. N А60-58765/2009-С1
Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2010 года
Полный текст решения изготовлен 2 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества "Водоканал" (ИНН 6612019640) к Муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский" (ИНН 6666007850), Муниципальному образованию г. Каменск-Уральский в лице отраслевого органа администрации г. Каменск Уральский, Органу местного самоуправления - Комитет по управлению имуществом г. Каменск-Уральский о взыскании 10524475 руб. 03 коп. при участии в судебном заседании:
от истца: М.Я. Полуяктова, представитель по доверенности N 14 от 02.02.2009г.,
от ответчика - Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский": А.А. Сальников, директор, постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 12.08.2009г. N 806.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ответчика 10524475 руб. 03 коп. задолженности за оказанные в период с 01.01.2008г. по 31.10.2009г. услуги по водоснабжению и водоотведению на основании договора N 188а от 01.08.2002г.
В судебном заседании - 05.02.2010г. истец заявил отказ от исковых требований на сумму 39088 руб. 24 коп.
Отказ от иска в сумме 39088 руб. 24 коп. принят судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
Таким образом, сумма исковых требований составляет 10485386 руб. 79 коп.
Ответчик - Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский" в письменном отзыве на иск пояснил, что не оспаривает наличие задолженности перед истцом в сумме 10485386 руб. 79 коп.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2010г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве субсидиарных ответчиков, привлечены - Муниципальное образование г. Каменск-Уральский в лице отраслевого органа администрации г. Каменск-Уральский и Орган местного самоуправления - Комитет по управлению имуществом г. Каменск-Уральский.
Субсидиарные ответчики в судебное заседание не явились.
Ответчик - Орган местного самоуправления - Комитет по управлению имуществом г. Каменск-Уральский направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Кроме того, Орган местного самоуправления - Комитет по управлению имуществом г. Каменск-Уральский пояснил, что структурным подразделением администрации города является Отраслевой орган администрации города Каменск-Уральский - орган администрации города по городскому хозяйству, который является юридическим лицом и главным распорядителем бюджетных средств, в функции которого входит распределение ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. Кроме того, ответчик пояснил, что Комитет по управлению имуществом г. Каменск-Уральский не является главным распорядителем бюджетных средств для муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика".
Ответчик - Муниципальное образование г. Каменск-Уральский в лице отраслевого органа администрации г. Каменск-Уральский в представленном отзыве на иск пояснил, что в соответствии с положением "Об отраслевом органе администрации города Каменск-Уральский по городскому хозяйству", утвержденного решением Городской Думы от 16.11.2008г. N 24 Отраслевой орган является структурным подразделением администрации города Каменск-Уральский и главным распорядителем бюджетных средств. Приказом от 03.06.2009г. N 1 утвержден перечень подведомственных Отраслевому органу получателей средств местного бюджета. Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский" не является подведомственным Отраслевому органу получателем средств местного бюджета. Муниципальное образование город Каменск-Уральский в лице ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральский" наделило МУ "Дирекция единого заказчика МО "город Каменск-Уральский" имуществом. Согласно Уставу МУ "Дирекция единого заказчика МО "город Каменск-Уральский" функции учредителя выполняет ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральский". Кроме того, ответчик указал, что поскольку ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральский" осуществляет функции учредителя и в то же время является Главным распорядителем бюджетных средств, МО город Каменск-Уральский несет субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "Дирекция единого заказчика МО "город Каменск-Уральский" в лице Главного распорядителя ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральский".
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
01.08.2002 г. между муниципальным учреждением "Управление заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (заказчик) и муниципальным предприятием "ПТО ЖКХ" (исполнитель) заключен договор N 188а от 01.08.2002 г.
Постановлением Главы города Каменск-Уральский от 04.06.2004г. N 1056 МУ "Управление заказчика по жилищно-коммунальным услугам Синарского района" реорганизовано в Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" муниципального образования "город Каменск-Уральский" путем присоединения его (заказчика) к МУ "Управление заказчика по ЖКУ Красногорского района" и переименования.
Постановлением Главы города Каменск-Уральский от 26.04.2006г. N 633 муниципальное унитарное предприятие "Каменск-Уральское производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства" было реорганизовано путем преобразования в открытое акционерное общество "Водоканал".
В соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" муниципального образования "город Каменск-Уральский" и открытое акционерное общество "Водоканал" являются правопреемниками обязательств по договору N 188а от 01.08.2002г.
Согласно п. 2.1 договора N 188а от 01.08.2002 г. исполнитель обязуется по заданию заказчика, действующего в интересах и по поручению собственников муниципального и частного жилищных фондов, а также за их счет, оказать коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в объемах и на объектах, определенных в приложении N 1 к настоящему договору в соответствии с гарантируемыми параметрами качества услуг согласно требованиям государственных стандартов и иных нормативных актов, действующих на территории РФ, а также требованиям, согласованным сторонами (Приложение N 2, п. 3.1.2 настоящего договора), а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги за счет средств соответствующих собственников жилищных фондов и других источников, установленных законом, иными нормативными актам или договором.
Согласно приложений к договору заказчик и исполнитель согласовали порядок расчета ежемесячных объемов холодной воды, подлежащих поставке, и объемов ежемесячного количества хозяйственно-бытовых стоков, принимаемых исполнителем.
Согласно п. 8.1 договора срок действия договора: начало 1 августа 2002 г. окончание 31 декабря 2003 г. Договор вступает в силу со дня его подписания и считается пролонгированным сторонами на один год, если за месяц до окончания срока действия настоящего договора не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор), при этом к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В силу п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Анализ условий представленного договора N 188а от 01.08.2002 г. свидетельствует, что данный договор, содержащий элементы договора энергоснабжения и договора возмездного оказания услуг, является смешанным договором.
В связи с чем, по основанию п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям подлежат применению правовые нормы, предусмотренные главой 30 и главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Во исполнение условий договора N 188а от 01.08.2002г. истец в период с 01.01.2008г. по 31.10.2009г. оказал ответчику - МУ "Дирекция единого заказчика" муниципального образования "город Каменск-Уральский" услуги по водоснабжению и водоотведению на общую сумму 129590323 руб. 44 коп.
Количество объемов поставленной питьевой воды и принятых стоков определено ОАО "Водоканал" по показаниям общедомовых приборов учета и расчетным путем в порядке, установленном п. 4.1.2. договора N 188а. При этом для расчетов приняты нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Постановлением главы г. Каменск-Уральский от 27.12.2006 г. N 2040, а стоимость коммунальных ресурсов определена по тарифам, установленным постановлением Главы города Каменск-Уральский от 28.11.2007 г. N 1862 и от 25.11.2008 г. N 1101.
В соответствие с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст.ст. 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Однако оплата оказанных истцом в спорный период услуг ответчиком произведена частично. На момент рассмотрения спора задолженность ответчика - Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" муниципального образования "город Каменск-Уральский" составляет 10485386 руб. 79 коп.
Ответчик наличие задолженности по оплате оказанных истцом услуг не оспорил, каких-либо доказательств оплаты долга не представил. В письменном отзыве на иск ответчик подтвердил наличие задолженности перед истцом в сумме 10485386 руб. 79 коп.
При указанных обстоятельствах требование истца с учетом уменьшения суммы иска подлежит удовлетворению в размере 10485386 руб. 79 коп. на основании ст.ст. 309, 310, 544, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно уставу МУ "Дирекция единого заказчика" имущество дирекции находится в муниципальной собственности г. Каменск-Уральский, а учредителем МУ "Дирекция единого заказчика" является Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральский.
Следовательно, по смыслу п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по его обязательствам является соответствующее публично-правовое образование.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 125 Гражданского Кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, которым в силу п. 1 названной статьи в отношении средств местного бюджета является орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным учредителям и получателям средств местного бюджета, определенное ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральский", является главным распорядителем бюджетных средств для муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика".
Подтверждением данного факта являются следующие документы, представленные истцом.
Согласно п. 1.5 Положения об органе местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского", утвержденного решением городской Думы города Каменска-Уральского от 25.02.2009 г. N 55, Комитет по управлению имуществом является администратором доходов бюджета муниципального образования город Каменск-Уральский и выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств.
Пункт 5 "Порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования г. Каменск-Уральский в целях погашения задолженности перед юридическими лицами, осуществляющими производство и поставку топливно-энергетических ресурсов", утвержденного постановлением администрации города от 15 декабря 2009 г. N 1333, в качестве главного распорядителя средств городского бюджета устанавливает орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральский".
В соответствии с ч. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации условиями для применения субсидиарной ответственности являются предъявление кредитором требования к основному должнику, отказ последнего от удовлетворения этого требования либо неполучение ответа на него в разумный срок и отсутствие денежных средств у должника.
Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
При удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
Таким образом, иск в суд может быть предъявлен одновременно к основному и субсидиарному должнику. При этом, взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
В связи с чем, в случае отсутствия или недостаточности денежных средств у МУ "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" указанные денежные средства подлежат взысканию с Муниципального образования г. Каменск-Уральский в лице главного распорядителя Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральский" за счет казны муниципального образования "город Каменск-Уральский".
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
С учетом изложенного, государственная пошлина, уплаченная истцом при предъявлении иска, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части уменьшения размера исковых требований госпошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета Российской Федерации как излишне уплаченная на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.22 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Муниципального учреждению "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский" в пользу Открытого акционерного общества "Водоканал" 10485386 руб. 79 коп. (десять миллионов четыреста восемьдесят пять тысяч триста восемьдесят шесть рублей семьдесят девять копеек) основного долга и 63884 руб. 22 коп. (шестьдесят три тысячи восемьсот восемьдесят четыре рубля двадцать две копейки) в возмещение расходов истца по уплате госпошлины.
При недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" произвести взыскание с Муниципального образования г. Каменск-Уральский в лице главного распорядителя Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральский" за счет казны муниципального образования "город Каменск-Уральский".
3. Возвратить Открытому акционерному обществу "Водоканал" из федерального бюджета Российской Федерации 238 руб. 15 коп. госпошлины, уплаченной по платежному поручению N 2592 от 01.12.2009г. в составе общей суммы 64122 руб. 37 коп. Подлинное платежное поручение N N 2592 от 01.12.2009г. остается в материалах дела, т.к. возврат госпошлины производится частично.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 2 апреля 2010 г. N А60-58765/2009-С1
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника