Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 апреля 2010 г. N Ф09-2333/10-С2 по делу N А76-15582/2009-12-620
Дело N А76-15582/2009-12-620
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Татариновой И.А., судей Наумовой Н.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2009 по делу N А76-15582/2009-12-620 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Уют-сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 14 288 руб. 46 коп. и Министерству финансов Челябинской области о взыскании убытков в сумме 8 130 руб. 19 коп.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальных отношений Челябинской области и Управление социальной защиты населения администрации Центрального района г. Челябинска.
Определениями Арбитражного суда Челябинской области от 07.09.2009, 19.10.2009 Управление социальной защиты населения администрации Центрального района г. Челябинска, Министерство социальных отношений Челябинской области привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
Решением суда первой инстанции от 20.11.2009 (судья Бахарева Е.А.) заявленные требования удовлетворены. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 14 288 руб. 46 коп. и с Министерства финансов Челябинской области за счет казны Челябинской области в пользу общества взыскано 8 130 руб. 19 коп. в возмещение убытков. В удовлетворении требований, заявленных к Управлению социальной защиты населения администрации Центрального района г. Челябинска, Министерству социальных отношений Челябинской области, отказано. Суд пришел к выводу о том, что заявленные убытки связаны с применением льготных цен при реализации жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям населения, при этом расходы, возникшие у общества в связи с отмеченными выше обстоятельствами, подлежали погашению в рамках целевого финансирования из бюджетов соответственно распределению расходных обязательств.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 (судьи Логиновских Л.Л., Махрова Н.В., Рачков В.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах заявители просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Министерство финансов Российской Федерации полагает, что в части, относящейся к расходным обязательствам Российской Федерации, убытки у общества возникли вследствие бездействия органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления, поскольку в апреле 2009 г. в федеральный бюджет Челябинской области был возвращен остаток неиспользованных субвенций из федерального бюджета, таким образом, вина федеральных органов государственной власти в причинении убытков истцу отсутствует. Кроме того, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, размер понесенных убытков истцом не доказан.
По мнению Министерства финансов Челябинской области, судами не установлена противоправность действий (бездействия) Министерства финансов Челябинской области, повлекших причинение убытков истцу. Кроме того, Министерство финансов Челябинской области полагает, что судам следовало применить положения п. 2 ст. 154 и подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми суммы субвенций (субсидий), предоставляемые бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы для расчета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) не учитываются, то есть суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот, не являются объектом налогообложения по НДС.
Министерство социальных отношений Челябинской области представило заявление о получении определений Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.03.2010 о назначении судебного разбирательства по кассационным жалобам Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Челябинской области, в котором отметило, что кассационные жалобы Министерство социальных отношений Челябинской области не поддерживает.
Общество представило отзыв на кассационные жалобы, в котором ссылается на правильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Изучив доводы заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со ст. 4 Закона Челябинской области от 28.10.2004 N 282-30 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области", финансирование обязательств по обеспечению мерами социальной поддержки жертв политических репрессий, установленными названным законом, относится к расходным обязательствам Челябинской области. Пунктом 2 ст. 5 указанного закона предусмотрено, что порядок и условия предоставления мер социальной поддержки определяются губернатором Челябинской области. На основании вышеуказанного закона и в соответствии с Законом Челябинской области от 24.11.2005 N 430 - 30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" постановлением губернатора Челябинской области от 03.02.2005 N 29 утверждено Положение о порядке и условиях возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
В силу ст. 11 Закона Челябинской области от 14.02.1996 N 16-03 "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области" финансирование дополнительных мер социальной защиты ветеранов, перечисленных в названном законе, производится исполнительным органом государственной власти Челябинской области за счет средств областного бюджета. Пунктом 2 ст. 7 закона предусмотрено, что порядок и условия предоставления дополнительных мер социальной поддержки определяются губернатором Челябинской области. В соответствии с вышеуказанным законом, Законом Челябинской области от 24.11.2005 N 430-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" постановлением губернатора Челябинской области от 29.03.2006 N 80 утверждено Положение о порядке и условиях возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением ветеранам дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
На основании Закона Челябинской области от 24.11.2005 N 430-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" постановлением губернатора Челябинской области от 13.08.2007 N 251 утверждено Положение о порядке и условиях возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением ветеранам труда и ветеранам военной службы мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно ст. 6 Закона Челябинской области от 29.11.2007 N 220-30 "О звании "Ветеран труда Челябинской области", меры социальной поддержки ветеранов труда Челябинской области, установленные названным законом, являются расходными обязательствами Челябинской области. Пунктом 2 ст. 4 указанного закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки определяется губернатором Челябинской области. В соответствии с вышеуказанным законом, Законом Челябинской области от 24.11.2005 N 430-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" постановлением губернатора Челябинской области от 25.11.2008 N 20 утверждено Положение о порядке и условиях возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением ветеранам труда Челябинской области мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления губернатора Челябинской области N 20 "О порядке предоставления ветеранам труда Челябинской области мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Челябинской области" следует читать как "25 января 2008 г."
В соответствии с федеральными законами, а именно:
- Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (ст. 10);
- Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (преамбула);
- Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации % вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ст. 5);
- Федеральным Законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча" (ст. 15), - меры социальной поддержки, предусмотренные вышеперечисленными законами, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
На основании вышеперечисленных федеральных законов, Закона Челябинской области от 24.11.2005 N 430-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" постановлением губернатора Челябинской области от 22.02.2007 N 62 утверждено Положение о порядке и условиях возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно пунктов 6 Положений о порядке и условиях возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (от 03.02.2005 N 29, от 29.03.2006 N 80, от 13.08.2007 N 251, от 25.01.2008 N 20, от 22.02.2007 N 62), утвержденных соответствующими постановлениями губернатора Челябинской области, отношения, возникающие между организациями, реализующими населению жилищно-коммунальные услуги, и органами социальной защиты населения по поводу предоставления отдельным категориям граждан 50-процентной скидки с оплаты жилья и коммунальных услуг и возмещения связанных с этим расходов, регулируются договорами. Договоры заключаются сроком на один финансовый год.
При исследовании материалов настоящего дела, судами установлено следующее.
В марте 2007 г. общество выбрано управляющей организацией, представляющей интересы собственников жилых многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Елькина, д. 43, ул. Пушкина, д. 12, ул. Карла Либкнехта, д. 28а.
Обществом с Управлением социальной защиты населения администрации Центрального района г. Челябинска заключены договоры от 21.02.2008 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством.
В период с января по декабрь 2008 года истцом понесены расходы, связанные с предоставлением отдельным категориям населения Центрального района г. Челябинска мер социальной поддержки на основании перечисленных выше федеральных законов и законов Челябинской области в виде реализации жилищно-коммунальных услуг по льготным ценам. При этом стоимость оказанных в полном объеме услуг, отраженная поставщиками в выставленных истцу счетах-фактурах, определялась ресурсоснабжающими организациями в соответствии с утвержденными тарифами и включала НДС.
Вместе с тем, расходы общества, связанные с отмеченными выше обстоятельствами и подлежавшие погашению из бюджетов соответственно распределению расходных обязательств, возмещены обществу не в полном объеме, но за исключением сумм НДС, уплаченных поставщикам в составе стоимости оказанных услуг и коммунальных ресурсов, использованных для оказания соответствующих услуг.
При разрешении спора суды обеих инстанций пришли к правильным выводам о том, что правовые основания для исключения сумм НДС, уплаченных поставщикам в составе стоимости оказанных услуг и коммунальных ресурсов, использованных для оказания соответствующих услуг, из суммы расходов, связанных с реализацией обществом задач социальной поддержки отдельных категорий населения Центрального района г. Челябинска и подлежавших возмещению из бюджетов разного уровня соответственно распределению расходных обязательств, отсутствуют.
Ссылка Министерства финансов Челябинской области на п. 2 ст. 154 и подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не принимается, поскольку не имеет отношения к рассматриваемому спору.
В соответствии со ст. 15 Кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств судами обеих инстанций установлены факт причинения истцу убытков, размер понесенных убытков, установлена причинно-следственная связь между противоправными действиями (бездействием) ответчиков и возникновением убытков истца.
При таких обстоятельствах убытки в заявленной сумме взысканы с ответчиков в пользу истца обоснованно.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы судов о применении норм действующего законодательства соответствуют материалам дела.
Доводы ответчиков, содержащиеся в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2009 по делу N А76-15582/2009-12-620 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Министерства финансов Челябинской области на п. 2 ст. 154 и подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не принимается, поскольку не имеет отношения к рассматриваемому спору.
В соответствии со ст. 15 Кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
...
В силу ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 апреля 2010 г. N Ф09-2333/10-С2 по делу N А76-15582/2009-12-620
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника