Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 апреля 2010 г. N Ф09-2419/10-С1 по делу N А71-65/2010А24
Дело N А71-65/2010А24
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Черкезова Е.О., Лукьянова В.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - учреждение, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.02.2010 по делу N А71-65/2010А24.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Индустриального районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Удмуртской Республике Шумихина А.А. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 24.12.2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 15.02.2010 (судья Кудрявцев М.Н.) в удовлетворении заявления учреждения отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Заявитель полагает, что судебным приставом-исполнителем не установлено и материалами дела об административном правонарушении не подтверждено наличие виновности учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения. По мнению заявителя, учреждением приняты все возможные меры к исполнению требований исполнительного документа до 24.11.2009. При этом заявитель отмечает, что исполнение требований исполнительного документа по осуществлению ремонтных работ дома N 52 по ул. Боткинское шоссе г. Ижевска затруднено, поскольку договор управления, заключенный с собственниками жилых помещений названного дома с учреждением, по решению собственников расторгнут с 01.05.2008, в связи с выбором этих собственников в качестве управляющей компании - общества с ограниченной ответственностью "ЖРП-8", которому передана техническая документация на данный дом.
В связи с этим учреждению денежные средства на ремонт дома N 52 по ул. Боткинское шоссе г. Ижевска не поступают. При этом направление денежных средств, поступающих учреждению в связи с осуществлением управления жилым фондом, на ремонт названного дома невозможно в связи с целевым характером данных средств.
Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа от 24.05.2007 N 2-953/07, выданного Индустриальным районным судом г. Ижевска, о возложении на учреждение обязанности по проведению работ по ремонту дома N 52 по ул. Боткинское шоссе г. Ижевска вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 01.06.2007 N 94/19/3360/23/2007. Указанным постановлением должнику (учреждение в данных отношениях) установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения постановления.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в добровольном порядке в соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) судебным приставом-исполнителем 08.10.2007 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, по которому с должника взыскан исполнительский сбор в размере 5000 руб. При вынесении данного постановления судебным приставом-исполнителем установлено, что доказательств уважительности причин неисполнения в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, должником не представлено.
В связи с этим судебным приставом-исполнителем учреждению было вручено требование от 30.10.2009 об исполнении названного документа в срок до 09 час. 00 мин 24.11.2009. Данное требование должником исполнено не было.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием к вынесению судебным приставом-исполнителем постановления от 24.12.2009 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 Кодекса, в виде штрафа в размере 30000 руб.
Считая указанное постановление судебного пристава-исполнителя незаконным, учреждение обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности в действиях учреждения состава вменяемого административного правонарушения, а также соблюдения судебным приставом-исполнителем порядка привлечения учреждения к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 6 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные названным Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В ч. 1 и 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве установлено, что в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет ответственность по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса.
Таким образом, объективную сторону состава данного административного правонарушения образует именно неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Судом установлен, материалами дела подтверждается и учреждением не оспаривается факт неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В связи с этим обоснованным является вывод суда о том, что действия учреждения образуют объективную сторону вменяемого ему административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив, в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела письменные доказательства и доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно решению Индустриального районного суда г. Ижевска от 11.05.2007 по делу N 2-953-07 учреждение было обязано в срок до 01.09.2007 произвести следующие работы по ремонту дома N 52 по Боткинскому шоссе г. Ижевска: восстановить штукатурный и окрасочный слои стен и потолков в подъездах дома, двойное остекление окон в подъездах дома, подкрылечное освещение, герметичность межпанельных швов, работу вентиляции в доме, привести систему освещения в подвале в соответствии с требованиями строительных нормативов и правил, осушить подвальное помещение дома с последующей санитарной обработкой, обеспечить доступ к системам водоснабжения и отопления дома. К установленному в решении суда сроку данные работы учреждением выполнены не были.
Учреждение 20.11.2009 обращалось к судебному приставу-исполнителю для продления срока, установленного в требовании судебного пристава-исполнителя от 30.10.2009. Учреждению в продлении сроков было отказано, в связи с наличием у него длительного периода времени для добровольного исполнения работ по ремонту указанного дома (исполнительное производство возбуждено 01.06.2007).
Судом также верно отмечено, что за столь длительный период времени у учреждения были возможности для поиска источника финансирования, выбора подрядной организации, заключения договора и выполнения работ во исполнение решения суда.
При этом судом правильно указано, что в материалы дела учреждением не представлено доказательств, подтверждающих, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, учреждение приняло все меры для надлежащего исполнения исполнительного документа, а также доказательств отсутствия возможности производства работ, указанных в исполнительном документе.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о доказанности в действиях учреждения состава (вины) вменяемого административного правонарушения.
Правильным также является вывод суда о соблюдении судебным приставом-исполнителем порядка привлечения учреждения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал учреждению в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя.
Доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.02.2010 по делу N А71-65/2010 А24 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет ответственность по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса.
...
В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 апреля 2010 г. N Ф09-2419/10-С1 по делу N А71-65/2010А24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника