Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 4 сентября 2007 г. N А60-17668/2007-С6
Резолютивная часть объявлена 4 сентября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 4 сентября 2007 года.
Судья Арбитражного суда Свердловской области, при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел 04.09.2007 в судебном заседании дело по заявлению Территориального отдела в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к обществу с ограниченной ответственностью "Спектр Трейд" о привлечении к административной ответственности при участии: от заявителя: Е.М. Старикова, представитель, доверенность N 05-28/140 от 02.07.2007 г.; от заинтересованного лица: А.В. Костромин, представитель, доверенность N 2 от 01.01.2007 г.;
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено. Заявителем ходатайств и заявлений в судебном заседании не представлено.
Заявитель просит привлечь общество с ограниченной ответственностью "Спектр Трейд" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без конфискации алкогольной продукции.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, считает, что им были приняты все необходимые меры для соблюдения законодательства.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил:
На основании распоряжения Территориального отдела в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 04.07.2007 г. N 06-23-01/1931 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спектр-Трейд" было принято осуществить внеплановое мероприятие с целью осуществления государственного надзора за качеством алкогольной продукции на его объекте - склад "Литер А" по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, 3.
Предписанием от 04.07.2007 г. алкогольная продукция изъята из оборота и назначена экспертиза.
В ходе мероприятий составлен акт отбора проб от 06.07.2007 г., в соответствии с которым отобраны пробы водки "Диета Фактор" (изготовитель ООО "Ликероводочный завод "Дистар" г. Нальчик - образец N 189 зпп), водки "Раунд на березовых почках" (изготовитель - ООО "ЛВЗ "Кучино" Московская область г. Железнодорожный - образец 190 зпп), вина плодового полусладкого "Сливовое" (изготовитель ЗАО "Винный двор "Ясаково" г. Троица Рязанской области - образец 192 зпп), вина плодового полусладкого "Абрикосовое" (изготовитель ЗАО "Винный двор "Ясаково" с. Троица Рязанской области - образец 193 зпп), вина виноградного натурального полусухого белого "Странствующий идальго" (изготовитель - ОАО "Весьегонский винзавод" г. Весьегонск Тверской области - образец 191 зпп). Каждый образец отобран в количестве 4-х бутылок.
По итогам лабораторных испытаний Аккредитованным зональным испытательным лабораторным центром Территориального отдела в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области составлены протоколы от 17.07.2007 г. NN 189, 190, 191, 192, 193, согласно которым отобранные образцы водки (пробы NN 189, 190) по органолептическим показателям не соответствуют требованиям ГОСТ Р 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия", а именно: наличие посторонних включений в виде пылевидных, отдельных светлых частиц и ворсинок, а обобранные образцы вина по органолептическим показателям не соответствуют требованиям ГОСТ 7208-93 "Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные" (проба N 91), по показателю прозрачности не соответствуют требованиям ГОСТ 28616-90 "Вина плодовые. Общие технические условия" (пробы NN 92, 93).
В связи с тем, что в результате лабораторных исследований было обнаружено не соответствие продукции требованиям ГОСТов, заявителем повторно отобраны пробы на вышеперечисленную продукцию (образцы NN 3130, 3131, 3132, 3133, 3134), о чем составлен акт от 26.07.2007 г. Каждый образец отобран в количестве 8-и бутылок (удвоенная норма) и направлен в другую испытательную лабораторию ФГУ "Уралтест" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
По итогам лабораторных испытаний составлены протоколы от 30.07.2007 г. NN 3130, 3131, 3132, 3133, 3134, согласно которым:
- водка "Дистар Фактор" (проба N 3130) не соответствует требованиям ГОСТ Р 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия" по внешнему виду (наличие посторонних включений),
- вина "Сливовое", "Абрикосовое" по показателю прозрачности не соответствуют требованиям ГОСТ 28616-90 "Вина плодовые. Общие технические условия" (пробы NN 3132, 3133).
На основании указанных протоколов Территориальным отделом в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Управления Роспотребнадзора по Свердловской области по результатам мероприятий по контролю составлен акт проверки от 02.08.2007 г., в котором зафиксирован факт осуществления обществом оборота (хранения, реализации) алкогольной продукции- водки "Дистар Фактор" дата розлива 11.05.2007 г. в количестве 536 бутылок, вина плодового полусладкого "Сливовое" дата розлива 24.10.2006 г. в количестве 48 бутылок, вина плодового полусладкого "Абрикосовое" дата розлива 10.04.2007 г. в количестве 52 бутылок не соответствующей требованиям государственных стандартов, в нарушение ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29 "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п.п. 4.2.2 ГОСТа Р 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия", п. 2.2.1 ГОСТа 28616-90 "Вина плодовые. Общие технические условия".
03.08.2007 г. заявителем в присутствии законного представителя общества был составлен протокол об административном правонарушении.
06.08.2007 г. протокол об административном правонарушении и материалы проверки были направлены заявителем в Арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Спектр Трейд" к административной ответственности по статье 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество с привлечением к административной ответственности не согласно, при этом ссылается, что указанная алкогольная продукция поступила с сопроводительными документами: сертификатом соответствия и удостоверениями качества, поэтому в его действиях отсутствует вина.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Согласно ст. 9 Федерального Закона РФ N 29-ФЗ от 02.01.2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Требования к пищевой ценности пищевых продуктов, безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, безопасности условий их разработки, постановки на производство, изготовления и оборота, безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, устанавливаются соответствующими санитарными правилами и нормами.
Указанные требования основываются на результатах научных исследований особенностей питания и состояния здоровья населения, выявления и оценки степени опасности свойств пищевых продуктов, материалов и изделий и риска причинения вреда здоровью человека от использования пищевых продуктов, материалов и изделий, а также социальных и экономических последствий введения таких требований.
Требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания.
СанПиН 2.3.2. 1078-01 устанавливает гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.
Согласно п. 3.3 СанПиН 2.3.2. 1078-01 пищевые продукты не должны иметь посторонних запахов, привкусов, включений, отличаться по цвету и консистенции, присущих данному виду продукта.
Статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что под оборотом понимаются закупка, поставка, хранение и розничная продажа.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных заявителем, установлено, что ООО "Спектр Трейд" осуществляло оборот, в том числе закупки, поставки, хранение алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил, а именно:
- водка "Дистар Фактор" (проба N 3130) не соответствует требованиям ГОСТ Р 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия" по внешнему виду (наличие посторонних включений),
- вина "Сливовое", "Абрикосовое" по показателю прозрачности не соответствуют требованиям ГОСТ 28616-90 "Вина плодовые. Общие технические условия" (пробы NN 3132, 3133).
При этом из 8 осмотренных бутылок каждого вида вина в 8 бутылках обнаружены посторонние включения в виде мелких светлых частиц, при браковочном числе - 1 бутылка. Из 20 осмотренных бутылок водки в 18 бутылках обнаружены посторонние включения в виде мелких светлых частиц и ворсинок, при браковочном числе - 2 бутылки.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, в том числе протокол об административном правонарушении, объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключением эксперта, иными документами, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколами лабораторных испытаний от 30.07.2007 г., актом проверки от 02.08.2007 г., протоколом об административном правонарушении от 03.08.2007.
Акт проверки и протоколы лабораторных испытаний соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральным Законом N 134-ФЗ от 08.08.2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", в связи с чем, являются надлежащим доказательством по делу.
Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Спектр-Трейд" считает, что оснований для привлечения его к ответственности не имеется, поскольку с его стороны были предприняты все зависящие от него меры для реализации продукции надлежащего качества, а именно получены все необходимые документы - сертификаты, удостоверения качества, проводилась проверка по качеству продукции.
Данный довод был исследован судом, в результате установлено.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в его системной взаимосвязи с положениями ст. 4 данного Закона одним из способов обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов юридическими лицами, осуществляющими оборот пищевых продуктов, является обязанность организации осуществлять производственный контроль за их качеством и безопасностью.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Статьей 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Аналогичное требование содержится в ст. 22 Федерального закона N 29-ФЗ, п. 2 которой установлено, что производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
В соответствии с п. 2.4 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 г. N 18, производственный контроль включает, в частности, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
Правила приемки и методы отбора проб винодельческой продукции и водки установлены ГОСТами 51144-98 и 55363.
Согласно указанным правилам при приемке указанной продукции для проверки качества продуктов производят выборку продукции, проводят анализ продукции, составляют акты.
Однако ни в ходе проверки, ни в судебное заседание обществом не предоставлены доказательства того, что при приемке продукции им были соблюдены требования ГОСТов, также не представлены доказательства проведения производственного контроля.
Кроме того, из протоколов испытаний следует, что данные нарушения выявлены по внешнему виду продукции, то есть могли быть выявлены обществом при визуальном осмотре.
При этом суд учитывает, что из осмотренных 20 бутылок водки, в 18 бутылках содержатся посторонние включения, при браковочном числе 2, а из 8 бутылок вина все 8 не соответствуют требованиям ГОСТов, при браковочном числе 1. Данный факт свидетельствует об отсутствие какого-либо контроля со стороны общества за качеством алкогольной продукции, что является недопустимым.
Ссылка заявителя на заключение N 282 от 06.06.2007 года "О проведении проверки качества алкогольной продукции, предназначенной для реализации на территории Свердловской области", судом во внимание не принимается, поскольку данное заключение выдано другому предприятию, тогда как контроль качества алкогольной продукции осуществляется всеми участниками оборота алкогольной продукции. При этом методы контроля зависят от объема партии продукта, в результате чего результаты проверок могут не совпадать, поскольку вероятность выявить недоброкачественную продукции в более мелких партиях гораздо выше, чем в больших партиях.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что обществом осуществлялся оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТов Р 51355-99, 28616-90.
Подтверждена также и вина общества в совершенном правонарушении, поскольку не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению указанных норм и допустило оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТов.
При таких обстоятельствах основания для привлечения общества к административной ответственности на основании ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений у суда имеются.
Данная норма содержится в главе 6 Кодекса "Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность", следовательно, объектом охраны согласно данной статье являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Учитывая изложенное данное правонарушения нельзя признать
малозначительным.
Поскольку событие вменяемого обществу административного
правонарушения и наличие состава административного правонарушения по ст.
6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
доказаны, суд счел необходимым наложить на общество административный
штраф по низшему пределу в сумме 100000 рублей без конфискации
алкогольной продукции.
Вопрос о конфискации алкогольной продукции судом не
рассматривается, поскольку заявителем не представлен составленный
соответствующим органом и надлежащим образом оформленный протокол
изъятия алкогольной продукции.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Спектр-Трейд" (место нахождения: г. Екатеринбург, ул. Начдива Васильева, 3; ОГРН 1026602309711) к административной ответственности по статье 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 100000 рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
5. Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области) ИНН 6670083677 КПП 667001001
Номер счета получателя платежа: N 40101810500000010010
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области
Г. Екатеринбург, БИК 046577001
Код бюджетной классификации 141 1 16 06 000 01 0000 140
ОКАТО 65401000000
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду в течение тридцати дней со дня уплаты штрафа.
При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 4 сентября 2007 г. N А60-17668/2007-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника