Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 августа 2007 г. N А60-12998/2007-С9
Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2007 года
Полный текст решения изготовлен 17 августа 2007 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе: судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора к открытому акционерному обществу "Энергозапчасть" о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Р.В. Спевухин, заместитель прокурора, служебное удостоверение N 119340;
от заинтересованного лица: Е.В. Медведева, доверенность от 19.02.2007 г.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ОАО "Энергозапчасть" (далее - общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно. В качестве объективной стороны правонарушения заявителем указана деятельность общества по обращению с опасными отходами лома черных и цветных металлов, а также деятельность по обращению с отходами от деревообработки и отработанными маслами от технологического оборудования.
Заинтересованное лицо представило отзыв, считает, что осуществляет деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а не по обращению с опасными отходами металлолома. При этом общество ссылается на то, что при проведении проверки прокурором не указывалось на осуществление деятельности по использованию других отходов, кроме лома черных и цветных металлов.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами экологического мониторинга и контроля по Горнозаводскому округу была проведена проверка ОАО "Энергозапчасть", в ходе которой установлено, что предприятие осуществляет сбор и последующую реализацию лома черных и цветных металлов, который по своим свойствам и степени вредного воздействия на окружающую среду относится к опасным отходам 4-5 класса опасности; кроме того, в процессе производственной деятельности общества образуются отходы от деревообработки (горбыль, опил), и отработанные масла от технологического оборудования, также относящиеся к опасным отходам.
Поскольку лицензия на деятельность по сбору, размещению и использованию опасных отходов у ОАО "Энергозапчасть" отсутствует, прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы переданы в суд для привлечения организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Указанной нормой установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 г. N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (п. 74); заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов (п. 81); заготовка, переработка и реализация лома черных металлов (п. 82) подлежат лицензированию.
Как следует из материалов дела, одним из основных видов деятельности общества является сбор, переработка и реализация лома черных и цветных металлов, на что у ОАО "Энергозапчасть" имеются лицензии серии Д 055629 N 166 от 23.12.2003 г. и серии Д 055630 N 166 от 23.12.2003 г., выданные в установленном порядке.
Обращаясь в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, прокурор исходит из того, что осуществление деятельности по сбору, транспортировке и размещению опасных отходов, к чему в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. N 786, относится лом черных и цветных металлов, возможно лишь на основании соответствующей лицензии помимо тех лицензий, которые имеются у организации.
Порядок обращения с опасными отходами, в том числе порядок осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статья 1 этого закона определяет, что опасные отходы - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ "Об отходах производства и потребления" деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ норм, содержащихся в названных нормативных правовых актах, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренное в них требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной и включает в себя перечисленные действия по обращению с опасными отходами, т.е. теми отходами, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Целью такой деятельности является получение прибыли от использования отходов, то есть применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; доход может быть получен и при обезвреживания, то есть обработки отходов, в том числе путем сжигания и обеззараживания отходов на специализированных установках; от транспортировки отходов и их размещения, то есть хранения и захоронения отходов.
Именно опасность отходов предполагает необходимость проведения лицензирования, т.е. подтверждения соответствия осуществляемой деятельности предъявляемым требованиям по обеспечению безопасности отходов.
В отличие от обращения с опасными отходами, заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов включают в себя сбор, скупку (закупку) лома черных и цветных металлов у физических и юридических лиц, сортировку, хранение, отбор, извлечение, измельчение, резку, разделку, прессование, брикетирование, переплав, а также продажу или передачу лома черных и цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе. При этом лом в данном случае рассматривается в качестве вторичного сырья, способного при его переработке приобретать новые потребительские качества, в чем и заключается цель данного вида деятельности.
Как следует из материалов дела, для ОАО "Энергозапчасть" заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов является основным видом деятельности, направленной на получение прибыли, а металлолом в этой деятельности является средством получения прибыли. Несмотря на то, что лом черных и цветных металлов относится к опасным отходам, в процессе этой деятельности лом металлов не рассматривается как объект размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, как объект изоляции отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; как объект применения для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обществом не проводилась обработка лома как отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
Таким образом, ОАО "Энергозапчасть" не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а осуществляет деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. Размещение лома черных и цветных металлов на производственных площадках в данном случае следует рассматривать как элемент основной деятельности общества, на которую у него имеются соответствующие лицензии.
Суд учитывает также, что в соответствии с Положениями о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов и лома цветных металлов, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.07.2002 N 552 и N 553, среди прочих лицензионных требований и условий от лицензиата требуется соблюдение правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Правительством Российской Федерации, а также обеспечение лицензиатом контроля радиационной безопасности и взрывобезопасности лома черных и цветных металлов, наличие на каждом объекте у лицензиата в собственности или на ином законном основании земельного участка, помещений и другого имущества, используемого в качестве средств производства, а также соответствие производственных помещений, технологического и другого оборудования техническим нормам и требованиям; наличие у лицензиата специалистов соответствующей квалификации для работы с используемым оборудованием.
Таким образом, лицензия на заготовку, переработку и реализацию металлолома учитывает особенности обращения лома черных и цветных металлов как опасных отходов, в связи с чем дополнительного подтверждения возможности осуществления данного вида деятельности от организации не требуется.
В части доводов заявителя о необходимости получения указанной лицензии в связи с наличием у организации иных опасных отходов суд отмечает, что в связи с отмеченными особенностями нормативного регулирования не вся деятельность, в процессе которой образуются отходы, подлежит лицензированию, а только та деятельность, содержанием и целью которой является обращение с опасными отходами.
Поскольку обществу не требуется лицензия на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 141 КоАП РФ.
В силу п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора не имеется.
Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора о привлечении открытого акционерного общества "Энергозапчасть" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 августа 2007 г. N А60-12998/2007-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника