Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 июля 2007 г. N А60-12231/2007-С9
Резолютивная часть решения объявлена 19.07.2007 года
Полный текст решения изготовлен 19.07.2007 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Кировского района г. Екатеринбурга к индивидуальному предпринимателю Л.Н. Тихоненко о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя - И.С. Черепанова, помощник прокурора, служебное удостоверением 123972;
заинтересованное лицо - Л.Н. Тихоненко, паспорт 65 05 307690.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Прокурор Кировского района г. Екатеринбурга обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Тихоненко Людмилы Николаевны к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за оказание услуг в сфере образовательной деятельности в мини-саду без лицензии.
Л.Н. Тихоненко данные требования не признала, ссылаясь на то, что такую деятельность она вправе осуществлять без лицензии, которую она как индивидуальный предприниматель получить не вправе.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Прокуратурой Кировского района г. Екатеринбурга с участием специалистов ТО ТУ Роспотребнадзора и отдела образования районной администрации проведена проверка, в ходе которой было установлено, что индивидуальный предприниматель Тихоненко Людмила Николаевна в двухкомнатной квартире по адресу: г. Екатеринбург, ул. Высоцкого, 2-223, организовала детский мини-сад, в котором осуществляет содержание детей дошкольного возраста. При этом Л.А. Тихоненко занимается с детьми, в том числе организует занятия по развитию логического мышления, знакомство детей с буквами и цифрами в игровой форме, знакомство с художественной литературой, получение детьми умения и навыков изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), обучение конструированию, культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания, а также навыкам общения со взрослыми и сверстниками, что следует из акта проверки отдела образования, в котором сделан вывод о том, что Л.А.Тихоненко осуществляет образовательный процесс.
В связи с отсутствием у Л.А. Тихоненко соответствующей лицензии на данный вид деятельности по результатам проверки прокурор возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, и обратился в суд с заявлением о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение данного правонарушения.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательный уровней (образовательных цензов).
В соответствии со ст. 8 данного Закона система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Статьей 12 Закона установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, при этом учреждение является юридическим лицом. Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) (п. 6 ст. 33 Закона).
Согласно п. 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1992 г. N 677, дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, которое обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления Правительства РФ N 677 следует читать как "1 июля 1995 г."
В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежит в том числе установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (ст. 28 ФЗ "Об образовании").
Статьей 48 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако индивидуальная педагогическая деятельность не лицензируется.
Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2000 г. N 796, в соответствии с п. 1 которого лицензированию подлежит образовательная деятельность, осуществляемая образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций, а индивидуальная трудовая педагогическая деятельность лицензированию не подлежит.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления Правительства Российской Федерации N 796 следует читать как "18 октября 2000 г."
Из приведенных положений закона следует, что держателем лицензии на ведение образовательной деятельности может быть лишь соответствующее образовательное учреждение, являющееся юридическим лицом.
В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, при этом юридическое лицо должно быть создано в установленном законом порядке.
Статьей 120 ГК РФ предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера; учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Из материалов дела следует, что Л.Н. Тихоненко, имеющая специальное педагогического образование и квалификацию, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с целью предоставления персональных услуг, в том числе в сфере дополнительного образования детей. В целях осуществления этой деятельности Л.Н.Тихоненко от своего имени заключала с гражданами договоры на содержание детей в мини детском саду, который ею был организован в арендованной двухкомнатной квартире по адресу: г. Екатеринбург, ул. Высоцкого, 2-223, где фактически оказывала услуги няни, используя при этом отдельные элементы соответствующих образовательных программ обучения.
Вместе с тем Л.Н. Тихоненко для осуществления этой деятельности не создавала образовательное учреждение, которое являлось юридическим лицом и которое обязано было бы иметь соответствующую лицензию на образовательную деятельность.
Учитывая, что Л.Н. Тихоненко как индивидуальный предприниматель не могла получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в силу отмеченных выше особенностей законодательного регулирования этого вопроса, в ее действиях отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Кроме того, суд отмечает, что прокурором в ходе проверки не было установлено, что, оказывая на дому услуги няни, Л.Н. Тихоненко осуществляла деятельность по предоставлению образовательных услуг дошкольного учреждения по соответствующей образовательной программе обучения.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, в действиях предпринимателя Л.Н. Тихоненко отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку ею не оказывались услуги детского дошкольного образовательного учреждения, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию, в связи с чем требования прокурора о привлечении Л.Н. Тихоненко к административной ответственности удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований о привлечении Л.Н. Тихоненко к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 июля 2007 г. N А60-12231/2007-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника