Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 сентября 2007 г. N А60-17238/2007-С6
Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2007 года
Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2007 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании 10.09.2007 г. дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Концерн "Уральский текстиль" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: И.А. Петухов, юрисконсульт, доверенность от 02.07.2007 г., паспорт;
от заинтересованного лица: И.А. Власов, представитель, доверенность N 05-28/68 от 13.02.2007 г., С.Ю. Лисицына, представитель, доверенность N 05-28/61 от 17.01.2007 г.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода судье не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Концерн "Уральский текстиль" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.07.2007 г. N 270.
Оспаривая постановление, заявитель считает, что Общество не подлежит привлечению к ответственности, поскольку не является субъектом вменяемого ему правонарушения. Деятельностью, наносящей вред окружающей среде, заявитель не занимается; производственные помещения сдаются в аренду согласно договору аренды оборудования от 15.01.2005 г.
Представитель заинтересованного лица просит в удовлетворении заявленных требований отказать, считая, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения в связи с несоблюдением последним требований п. 2.10 СанПиН 2.2.1/2.2.2.1200-03, п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.103-01.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Номера названных Санитарных правил и норм следует читать как "2.2.1/2.1.1.1200-03" и "2.1.6.1032-01"
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил:
11.07.2007 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в адрес ООО "Концерн "Уральский текстиль" вынесено предписание N 01-01-15-09-05/409 о вызове лица и предоставлении информации по вопросам санитарноэпидемиологического благополучия, в том числе о предоставлении проекта организации санитарно-защитной зоны.
В ходе рассмотрения представленных ООО "Концерн "Уральский текстиль" материалов установлено, что на предприятии отсутствует проект организации санитарно-защитной зоны, что квалифицировано как нарушение пункта 2 статьи 12, пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 2.10 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", п.4.1.1 СанПиНа 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Результаты проверки оформлены протоколом рассмотрения представленной информации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия N 01-01-15-09-05/16 от 17.07.2007 г., протоколом об административном правонарушении от 17.07.2007 г.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области вынесено постановление N 270 от 24.07.2007 г. о привлечении ООО "Концерн "Уральский текстиль" к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, поскольку органом Роспотребнадзора нарушены требования к субъектному составу, ООО "Концерн "Уральский текстиль" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с п. 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 названного Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 1.3 Санитарных Правил 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарные правила предназначены для организаций, специалистов, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно пункту 2.1 названных Правил требования их распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают ПДК и/или ПДУ и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК.
В силу положений п. 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.
Согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.1.2.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При рассмотрении материалов дела установлено, что ООО "Концерн "Уральский текстиль" не имеет проекта организации санитарно-защитной зоны. Как пояснил представитель общества, поскольку производственное оборудование по договору от 15.01.2005 г. сдается обществом в аренду, непосредственно производственной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, общество не ведет, поэтому, по его мнению, общество не может нести ответственность за отсутствие проекта организации санитарно-защитной зоны.
Согласно уставу общества "Концерн "Уральский текстиль", одним из видов деятельности его является производство ткани, пряжи, искусственного меха, текстильных, швейных и трикотажных изделий.
В соответствии с отчетом о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы на соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам требований, установленных проектом нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу ООО "Концерн "Уральский текстиль" от 18.11.04 г. N 5418, выданным ФГУЗ "ЦГСЭН в г. Екатеринбурге", технологический процесс производства и обработки тканей и пряжи сопровождается выделением в атмосферный воздух загрязняющих веществ с превышением ПДК: по пыли шерстяной, пыли меховой.
Довод заявителя о том, что фактически производственной деятельностью, связанной с размещением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека и окружающую среду, оно не занимается, поскольку производственное оборудование по договору от 15.01.2005 г. сдается в аренду, судом не принят во внимание. Факт сдачи оборудования в аренду (имущественного комплекса с завершенным циклом производства камвольных тканей), предназначенного для ведения деятельности, связанной с производством, оказывающим вредное воздействие на человека и окружающую среду, не освобождает собственника этого оборудования от исполнения обязанностей по обеспечению надлежащего соблюдения санитарных правил, в данном случае с наличием проекта организации санитарно-защитной зоны. Тем более что требование о наличии этого документа для общества как для действующего предприятия являлось обязательным и до передачи производственных площадей, оборудования в аренду другим предприятиям.
Как уже отмечалось выше, обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны возложена на организации, деятельность которых связана с размещением объектов, являющихся источниками воздействия на окружающую среду. Поскольку деятельность ООО "Концерн "Уральский текстиль" связана с размещением объектов, являющихся источниками негативного воздействия на окружающую среду (сдача помещений в аренду в целях ведения производственной деятельности, связанной с негативным воздействием на среду обитания и здоровье человека), оно обязано иметь проект санитарно-защитной зоны. Факт отсутствия проекта санитарно-защитной зоны заявителем не оспаривается.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку ООО "Концерн "Уральский текстиль" не представило доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, привлечение его к административной ответственности является правомерным.
Нарушения порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Как видно из постановления о назначении административного наказания, при определении размера ответственности было принято во внимание признание вины обществом в качестве смягчающего ответственность обстоятельства, с учетом которого размер штрафа был применен в минимальном размере - 10000 рублей.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 24.07.2007 г. N 270 следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Концерн "Уральский текстиль" отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней с даты принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 сентября 2007 г. N А60-17238/2007-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника