Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 7 апреля 2010 г. N А60-4164/2010-С9, А60-4729/2010-С9, N А60-5238/2010-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2010 г. N Ф09-7697/10-С1 по делу N А60-4729/2010-С9, А60-4164/2010-С9, А60-5238/2010-С9 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2010 года
Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании объединенное дело по заявлениям открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ОАО "Концерн Росэнергоатом"), открытого акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" (ОАО "АЭС"), открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с участием третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора:общества с ограниченной ответственностью "Электросетевая компания", открытого акционерного общества "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии (ОАО "АТС"), Региональной энергетической комиссии Свердловской области о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании
от ОАО "Концерн Росэнергоатом": А.Г.Полозов, представитель по доверенности N 27-20/762 от 05.03.2010 г., О.Н.Копылова, представитель по доверенности от 13.11.2009 г. N 27-29,2970;
от ОАО "АЭС": С.А.Рожкова, представитель по доверенности от 29.03.2010 г.;
от ОАО "Свердловэнергосбыт": С.М.Кравцов, представитель по доверенности 66 ВN 110939 от 31.12.2009 г., А.А.Максимова, представитель по доверенности от 30.12.2009 г. 66 В N 110877;
от УФАС по Свердловской области: А.С.Сухоруков, представитель по доверенности от 10.08.2009 г., П. С.Ялунина, представитель по доверенности от 04.12.2009 г.;
от ООО "Электросетевая компания": Е.А.Смирнова, представитель по доверенности;
от ОАО "АТС": Д.А.Бардеев, представитель по доверенности от 09.12.2009 г. N 01-07/09-156;
от РЭК Свердловской области: Т.И.Балахонова, представитель по доверенности от 31.03.2010 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено, заявлений и ходатайств не поступило.
ОАО "Концерн Росэнергоатом", ОАО "АтомЭнергоСбыт" и ОАО "Свердловэнергосбыт" обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлениями об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (УФАС по Свердловской области) от 02.11.2009 г. по делу N 39 о нарушении этими обществами в составе группы лиц пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции".
Определением суда от 03.03.2010 г. дело N А60-4164/2010-С9 по заявлению ОАО "Свердловэнергосбыт", дело N А60-4729/2010-С9 по заявлению ОАО "Концерн Росэнергоатом" и дело N 5238/2010-С9 по заявлению ОАО "АтомЭнергоСбыт" объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
По мнению заявителей, выводы антимонопольного органа о необоснованном создании ими препятствий в составе группы лиц деятельности ООО "Электросетевой компании", что привело к устранению данного общества с розничного рынка электрической энергии, являются необоснованными.
Из материалов дела следует, что ОАО "Концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях (ОАО "Концерн Энергоатом"), участвующее в качестве ответчика по делу о нарушении антимонопольного законодательства, с 12.11.2009 г. переименовано в открытое акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях (ОАО "Концерн Росэнергоатом"); в свою очередь, ОАО "Концерн Энергоатом" являлось универсальным правопреемником реорганизованного ФГУП "Концерн "Росэнергоатом".
ОАО "Концерн Росэнергоатом", не отрицая факт вхождения в состав группы с ОАО "АтомЭнергоСбыт", ссылается на то, что управлением не доказано совершение им согласованных действий, которые приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка; прекращение договора с ОАО "АтомЭнергоСбыт" вызвано неэффективностью и убыточностью поставок электрической энергии и мощности на розничный рынок, а также перебором норматива потребления электроэнергии и мощности на собственные нужды Белоярской АЭС на оптовом рынке; прекращение поставок электроэнергии явилось основанием для внесения изменений в ГТП потребления Белоярской АЭС в связи с выводом ВЛ (высоковольтная линия) "Заречная-1" и "Заречная-2" на оптовый рынок, т.е. регистрация точек поставки на оптовом рынке осуществлено в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности); уменьшение объема отпуска электрической энергии ОАО "АтомЭнергоСбыт" не могло привести к созданию препятствий доступу ООО "Электросетевая компания" на розничный рынок электрической энергии, поскольку дальнейшее энергоснабжение данное общество могло получить, обратившись к гарантирующему поставщику, энергосбытовой или энергоснабжающей компании.
ОАО "АтомЭнергоСбыт" полагает ошибочными выводы УФАС Свердловской области о том, что выход ООО "Электросетевая компания" с рынка электроэнергии соответствовало интересам ОАО "АЭС", так как расторжение договора с ОАО "Концерн Росэнергоатом" вызвано невозможностью поставок электроэнергии без убытков для сторон договора, кроме того, ОАО "АЭС" не знало и не могло знать о последующем уклонении ОАО "Свердловэнергосбыт" от заключения договора купли-продажи с ООО "Электросетевая компания".
ОАО "Свердловэнергосбыт" также считает необоснованными выводы управления о согласованности действий заявителей, поскольку ОАО "Свердловэнергосбыт" не является участником договорных отношений между ОАО "АЭС" и ООО "Электросетевая компания" и не могло повлиять на регистрацию за ним точек поставки электроэнергии (мощности) на оптовом рынке.
В части вывода управления о необоснованном уклонении от заключения договора общество ссылается на то, что ООО "Электросетевая компания", обратившись за заключением договора, не представила необходимые для этого документы, в том числе сведения о точках поставки, в которых собиралась приобретать электроэнергию, о приборах учета электрической энергии и о местах расположения пунктов приема платежей за нее, без чего невозможно заключение договора; кроме того, ООО "Электросетевая компания" настаивала на применение к нему для расчетов за потребляемую электрическую энергию (мощность) двухставочного тарифа, что противоречит законодательству.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области доводы заявителей считает необоснованными, ссылаясь на то, что согласованные действия заявителей, совершенные относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин, что свидетельствует об их согласованности, привели к вытеснению другой энергосбытовой организации (ООО "Электросетевая компания") с розничного рынка электрической энергии МО "Городской округ "Заречный".
ООО "Электросетевая компания" с данным выводом управления согласна, пояснив, что в результате уклонения ОАО "Свердловэнергосбыт" от заключения договора купли-продажи электрической энергии путем необоснованного истребования различных документов, не предусмотренных законодательством и не относящихся к предмету договора, энергосбытовая организация была вынуждена расторгнуть договоры со всеми своими потребителями, которые перешли на обслуживание в ОАО "Свердловэнергосбыт".
ОАО "АТС" пояснило, что ОАО "Концерн Росэнергоатом" и ОАО "Свердловэнергосбыт" являются субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, тогда как ООО "Электросетевая компания" таким субъектом не является и не вправе самостоятельно приобретать электрическую энергию для снабжения потребителей с оптового рынка, а для осуществления энергосбытовой деятельности должна заключить соответствующие договоры купли-продажи электрической энергии с ОАО "Свердловэнергосбыт" или с иной другой энергосбытовой компанией, которая в установленном порядке зарегистрирует точки поставки для покупки электрической энергии и мощности на оптовом рынке. Как администратор торговой системы рынка электроэнергии ОАО "АТС" полагает, что действия ОАО "Концерн Росэнергоатом" и ОАО "АтомЭнергоСбыт" не могли повлиять на заключение договора купли-продажи электрической энергии между ООО "Электросетевая компания" и ОАО "Свердловэнергосбыт"; при этом гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора, если заявка ООО "Электросетевая компания" не соответствовала п. 62 Правил розничных рынков
По мнению представителя Региональной энергетической комиссии Свердловской области, у ОАО "Свердловэнергосбыт" имелась возможность заключить договор с ООО "Электросетевая компания", вместе с тем требование компании заключить с ней договор купли-продажи всего объема электроэнергии по двухставочному тарифу не может быть признано обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
По заявлению ООО "Электросетевая компания" об уклонении ОАО "Свердловэнергосбыт" от заключения договора купли-продажи электрической энергии УФАС по Свердловской области было возбуждено дело N 39, при рассмотрении которого решением комиссии УФАС от 02.11.2009 г. (оглашено 02.10.2009 г.) в данных действиях ОАО "Свердловэнергосбыт" признан факт нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении согласованных с ОАО "АтомЭнергоСбыт" в составе группы лиц с ОАО "Концерн Энергоатом" действий по передаче ОАО "Свердловэнергосбыт" точек поставки на розничном рынке на территории МО "Городской округ "Заречный" путем направления ОАО "АтомЭнергоСбыт" в адрес ООО "Электросетевая компания" уведомления от 06.06.2008 г. N 42-439 о прекращении с 01.08.2008 г. исполнения договора N 02 от 01.11.2005 . и последующего уклонения ОАО "Сведловэнергосбыт", выступающего в качестве гарантирующего поставщика, от заключения с ООО "Электросетевая компания" такого же договора, результатом чего стало устранение энергосбытовой организации (ООО "Электросетевая компания") с розничного рынка электрической энергии.
В действиях ОАО "АтомЭнергоСбыт" в составе группы лиц с ОАО "Концерн Энергоатом" признан факт нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении согласованных с ОАО "Свердловэнергосбыт" действий по передаче ОАО "Свердловэнергосбыт" точек поставки на розничном рынке на территории МО "Городской округ "Заречный" путем направления ОАО "АтомЭнергоСбыт" в адрес ООО "Электросетевая компания" уведомления от 06.06.2008 г. N 42-439 о прекращении с 01.08.2008 г. исполнения договора N 02 от 01.11.2005 г. и последующего уклонения ОАО "Свердловэнергосбыт", выступающего в качестве гарантирующего поставщика, от заключения такого же договора с ООО "Электросетевая компания", результатом чего стало устранение энергосбытовой организации (ООО "Электросетевая компания") с розничного рынка электрической энергии.
Пунктом 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если эти действия приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
ОАО "Концерн Росэнергоатом" (ранее - ФГУП "Концерн Росэнергоатом", затем ОАО "Концерн Энергоатом") является субъектом оптового рынка (свидетельства о внесении в Реестр субъектов оптового рынка от 17.07.2002 г. и от 17.09.2008 г.) и участвует в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке электрической энергии в качестве производителя (поставщика) на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности от 31.03.2008 г. N 029-ДП\08, кроме того, в соответствии с пунктом 124 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 (далее - Правила розничных рынков), концерн осуществлял продажу ОАО "АтомЭнергоСбыт" электроэнергии на розничном рынке в точках поставки на линиях электропередач, в т.ч. на подстанции (ПС) "Заречная", находящейся на балансе Белоярской атомной станции (договор купли продажи от 19.08.2005 г. N 2005/8/12260).
В свою очередь, приобретаемую у ОАО "Концерн Росэнергоатом" электроэнергию и мощность по ПС "Заречная" ОАО "АтомЭнергоСбыт" продавало ООО "Электросетевая компания" по договору купли-продажи N 02 от 01.11.2005 г.
Данная организация в период с 2005 по август 2008 года ООО "Электросетевая компания" в качестве энергосбытовой организации приобретала на розничном рынке электрическую энергию по указанному договору по ПС "Заречная" у ОАО "АтомЭнергоСбыт" и по договору N 128 от 01.08.2006 г. по ПС "Блочная" у ОАО "Свердловэнергосбыт", а также продавало на розничном рынке электрическую энергию ОАО "Свердловэнергосбыт" по договору N 066 от 16.10.2007 г. по ПС "Заречная".
В связи с решением ОАО "Концерн Росэнергоатом" об уменьшении объема поставок на розничный рынок электроэнергии и выводе точек поставок электроэнергии на оптовый рынок по ВЛ "Заречная-1" и ВЛ "Заречная-2" ОАО "Свердловэнергосбыт" письмом от 30.05.2008 г. N 06-02/5731 уведомило ООО "Электросетевая компания" о прекращении исполнения договора N 066 от 16.10.2007 г. с 01.08.2008 г.
ОАО "АтомЭнергоСбыт" письмом от 06.06.2008 г. N 42-439 также уведомило ООО "Электросетевая компания" о прекращении с 01.08.2008 г. действия договора N 02 от 01.11.2005 г. в связи с решением о выводе ВЛ "Заречная-1" и ВЛ "Заречная-2" на оптовый рынок и продажи необходимого объема электрической энергии Белоярской АЭС гарантирующему поставщику - ОАО "Свердловэнергосбыт".
ООО "Электросетевая компания" письмом от 18.06.2008 г. N 4-18-08 обратилось к ОАО "Свердловэнергосбыт" с предложением заключить аналогичный договор в отношении поставки того объема электроэнергии, который ранее приобретался им у ОАО "АтомЭнергоСбыт" с применением двухставочного тарифа для прочих потребителей.
В связи с требованием ОАО "Свердловэнергосбыт" представления документов для заключения договора купли-продажи электроэнергии такой договор в срок до 01.08.2008 г. заключен не был, что привело к расторжению договоров между ООО "Электросетевая компания" и его абонентами, которые перешли на обслуживание к ОАО "Свердловэнергосбыт" как к гарантирующему поставщику в отношении точек поставки этих потребителей.
Признавая факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях заявителей, управление исходило из согласованности указанных действий ОАО "АтомЭнергоСбыт" в составе группы с ОАО "Концерн Росэнергоатом", и ОАО "Свердловэнергосбыт", и направленности данных действий на вытеснение с рынка ООО "Электросетевая компания", поскольку эти действия были заранее известны каждому из субъектов, кроме того, исходя из общего положения дел на товарном рынке такое поведение хозяйствующих субъектов признано предсказуемой групповой моделью, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества.
По мнению управления, ОАО "АтомЭнергоСбыт" фактически потребовало расторжения договора с ООО "Электросетевая компания" во внесудебном порядке, имея при этом возможность продолжать поставку электроэнергии; ОАО "Свердловэнергосбыт" и ОАО "АтомЭнегоСбыт" единообразно и относительно синхронно отказались от взаимодействия с ООО "Электросетевая компания" по купле-продаже электрической энергии по ПС "Заречная", при этом ОАО "АтомЭнергоСбыт" преследовало интерес в прекращении своих обязательств по договору N 02 от 01.11.2005 г., а ОАО "Свердловэнергосбыт" - в принятии к себе на обслуживание потребителей ООО "Электросетевая компания", следствием чего явилось также одновременное уклонение ОАО "Свердловэнергосбыт" от заключения договора с данной организацией.
Вместе с тем данный вывод не может быть признан обоснованным.
Согласно статье 8 Закона о защите конкуренции под согласованными действиями понимаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
В силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Из приведенных норм следует, что для признания действий хозяйствующих субъектов согласованными необходимо, чтобы эти действия были совершены указанными лицами на одном товарном рынке; не являлись следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке; были заранее известны каждому из хозяйствующих субъектов и их результат соответствовал интересам каждого из названных лиц.
По сути, согласованные действия предполагают совершение хозяйствующими субъектами координированных, сознательных действий (не обусловленных внешними условиями функционирования конкретного товарного рынка), направленных в той или иной мере на ограничение конкуренции.
Пунктом 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применениями арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать, что вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Как следует из материалов дела, решение ОАО "Концерн Росэнергоатом" об уменьшении объема поставок по договору от 19.08.2005 N 2005/8/12260 с ОАО "АтомЭнергоСбыт" и прекращении с 01.08.2008 г. продажи электроэнергии и мощности в точках поставки ВЛ "Заречная-1" и "Заречная-2" было принято 17.04.2008 г. в связи с неэффективностью и убыточностью обязательств, возникающих при исполнении сторонами указанного договора в результате превышения понесенных расходов над доходами, полученными по договору в силу особенностей функционирования торговой системы оптового рынка.
Как пояснил в судебном заседании представитель ОАО "Концерн Росэнергоатом", в результате поставки электрической энергии и мощности на розничный рынок по договору с ОАО "АтомЭнергоСбыт" имел место перебор потребления электроэнергии и мощности на собственные нужды Белоярской АЭС на оптовом рынке, которую концерн обязан оплачивать по свободным ценам на оптовом рынке со штрафным коэффициентом Федеральной службы по тарифам России за перебор норматива, тогда как продажа этой же электроэнергии происходила на розничном рынке по цене, установленной по розничному договору, которая ниже свободной цены.
Данные обстоятельства подтверждены представленными заявителем доказательствами, в том числе аналитическим отчетом разницы ценовых показателей продажи электроэнергии и мощности на розничном рынке по договору купли-продажи от 19.08.2005 г. N 2005/8/12260 с ОАО "АтомЭнергСбыт" и покупки на оптовом рынке в группе точек поставки потребления Белоярской АЭС за январь-март 2008 года, а также протоколом совещания энергосбытовых подразделений ФГУП "Концерн Росэнергоатом" от 17.04.2008 г., на котором принято решение об организации энергоснабжения пос. Заречный путем вывода ВЛ "Заречная-1" и "Заречная-2" на оптовый рынок и продажи необходимого объема электроэнергии Белоярской АЭС гарантирующему поставщику - ОАО "Свердловэнергосбыт".
ОАО "Концерн Росэнергоатом" направил 13.05.2008 г. администратору торговой системы (ОАО "АТС") заявление о регистрации изменения состава группы точек поставки по потреблению Белоярской АЭС путем присоединения ВЛ "Заречная-1" и "Заречная-2" в сечение поставки концерна и ОАО "Свердловскэнергосбыт"; данные точки присоединения с 03.09.2008 г. были зарегистрированы на оптовом рынке электроэнергии за ОАО "Свердловэнергосбыт".
ОАО "Свердловэнергосбыт" стало известно о решении ОАО "Концерн Росэнергоатом" об ограничении поставок электроэнергии на розничный рынок лишь при согласовании концерном точек поставок в связи с их выводом на оптовый рынок.
Правовые основы функционирования оптового рынка установлены Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", которыми предусмотрено, что в течение переходного периода реформирования электроэнергетики (до 01.01.2011 г.) оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода.
Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (далее - Правила оптового рынка), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 г. N 643,; данные Правила устанавливают порядок получения и лишения статуса субъекта оптового рынка, а также получения права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в течение переходного периода реформирования электроэнергетики,
Статьей 35 Закона об электроэнергетике установлено, что порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе: проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка; проведение иных мероприятий, предусмотренных правилами оптового рынка; вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 1); порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности (пункт 3).
Согласно Правилам оптового рынка "точка поставки" - это место в электрической сети, используемое для определения объемов произведенной (потребленной) участниками оптового рынка электрической энергии (мощности) (подпункт "и" пункта 2 Правил); местом исполнения обязательств по поставке являются одна или несколько точек поставки, относящихся к одному узлу расчетной модели и (или) к единому технологически неделимому энергетическому объекту, ограничивающих территорию, в отношении которой купля-продажа электрической энергии (мощности) на оптовом рынке осуществляется только данным участником оптового рынка, и используемых им для определения и исполнения связанных с поставкой и оплатой электрической энергии (мощности) обязательств (пункт 7 Правил).
В соответствии с пунктом 17 Правил оптового рынка организации, принявшие на себя обязательство по регистрации группы точек поставки, в которой выполняются требования, установленные пунктом 16 настоящих Правил в отношении генерирующего оборудования, в определенный момент в будущем и на этом основании согласовавшие с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры соответствующую условную группу точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Согласованные с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры группы точек поставки, в том числе условные, регистрируются за субъектом оптового рынка в соответствии с порядком, устанавливаемым настоящими Правилами, на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Группы точек поставки участников оптового рынка, обслуживающих потребителей (покупателей) электрической энергии на розничном рынке, располагаются на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) субъектов электроэнергетики и потребителей (покупателей) электрической энергии, в интересах которых такие участники осуществляют куплю-продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке.
Правилами оптового рынка также предусмотрено, что группы точек поставки гарантирующих поставщиков определяются исходя из границ зоны (зон) их деятельности (абзац шестой пункта 17); субъект оптового рынка участвует в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке с использованием зарегистрированных за ним групп точек поставки (абзац первый пункта 19).
ОАО "Концерн Росэнергоатом" как субъект оптового рынка электрической энергии и мощности имело право зарегистрировать группы точки поставки, а приведенные выше фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что у концерна имелись основания для регистрации на оптовом рынке группы точек поставки по потреблению Белоярской АЭС путем присоединения ВЛ "Заречная-1" и "Заречная-2".
Группы точек поставки покупателей электрической энергии в соответствии с пунктом 17 Правил оптового рынка и пунктом 55 Правил функционирования розничных рынков располагаются на границе балансовой принадлежности субъектов электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.
Из приведенных положений следует, что точки поставки соответствуют границе балансовой принадлежности - линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами, то есть точки поставки относятся к конкретным физическим объектам электроэнергетики, по которым происходит передача электрической энергии как товара; привязаны к энергообъектам, что обеспечивает возможность измерения количества отчуждаемой электрической энергии (приборы учета располагаются на энергообъектах); группы точек поставки обособляют энергообъекты, представленные на оптовом рынке одним субъектом, от энергообъектов, представленных на оптовом рынке другим субъектом.
Указанные точки поставки расположены в зоне деятельности ОАО "Свердловэнергосбыт" как гарантирующего поставщика на территории Свердловской области в соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 17.10.2006 г. N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области".
Федеральным законом "Об электроэнергетике" установлено, что гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, обязанная в соответствии с данным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию (статья 3); наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков является основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией (пункт 2 статьи 38).
Из изложенного следует, что группы точек поставки гарантирующих поставщиков на оптовом рынке определяются исходя из границ зоны (зон) их деятельности, что направлено на обеспечение возможности выполнения гарантирующим поставщиком установленной данным Законом обязанности заключить договор купли-продажи с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика.
Таким образом, регистрация точек поставок на оптовом рынке в разрезе ВЛ "Заречная-1" и "Заречная-2" в зоне деятельности ОАО "Свердловэнергосбыт" было произведено в силу объективных причин, обусловленных особенностями функционирования оптового рынка электроэнергетики, и в полном соответствии с установленными правилами регулирования данного рынка.
Регистрация данных точек поставок электроэнергии (мощности) на оптовом рынке является обстоятельством, по-разному влияющим на участников этого рынка.
Так, ОАО "Концерн Росэнергоатом", не являющийся участником правоотношения, связанных с поставкой электроэнергии ООО "Электросетевая компания", не имел самостоятельного интереса в устранении с рынка данной организации; доказательства, свидетельствующие о том, что концерн действовал в интересах ОАО "АтомЭнергоСыт" или ОАО "Свердловэнергосбыт", отсутствуют; концерн не мог влиять на последующие действия и взаимоотношения ОАО "Свердловэнергосбыт" и ООО "Электросетевая компания".
Для ОАО "АтомЭнергоСбыт" вывод точек поставок на оптовый рынок повлекло невозможность (экономическую нецелесообразность) поставки электроэнергии ООО "Электросетевая компания", что привело к прекращению данных отношений по согласию сторон и не соответствовало интересам этой организации, осуществляющей сбытовую деятельность на розничном рынке электроэнергии.
Регистрация точек присоединения за ОАО "Свердловэнергосбыт" означает возникновение у этого гарантирующего поставщика обязанности заключать договоры купли-продажи с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств по данным точкам поставки; кроме того, данная организация также не являлась участником отношений по продаже электрической энергии (мощности) ООО "Электросетевая компания" и не могла влиять на решение о выводе точек присоединения на линиях электропередач подстанции (ПС) "Заречная" Белоярской атомной станции на оптовый рынок электроэнергии.
Названные лица выступают на оптовом рынке электроэнергии в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, не имеющих общего интереса в результатах деятельности другого лица, и указанные действия также такого общего интереса не имеют.
Кроме того, отношения по купле-продаже электрической энергии по договору N 02 от 01.11.2005 г. между ОАО "АтомЭнергоСбыт" и ООО "Электросетевая компания" имели место на розничном рынке электроэнергии, тогда как действия, связанные с регистрацией точек поставки осуществлены на оптовом рынке электроэнергии, т.е. действия обществ совершены на разных товарных рынках.
Регистрация точек присоединения на оптовом рынке электроэнергии не могло повлиять на права и законные интересы ООО "Электросетевая компания", которая вправе приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, либо у иной энергосбытовой организации в соответствии с пунктами 83 - 87 Правил розничных рынков.
Поскольку в действиях ОАО "Концерн Росэнергоатом" и ОАО "АтомЭнергоСбыт" отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства и эти действия объективно не могли привести к вытеснению ООО "Электросетевая компания" с розничного рынка электрической энергии, квалификация действий этих заявителей по пункту 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции является необоснованной.
В свою очередь, отсутствие согласованности действий заявителей влечет невозможность квалификацию по пункту 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции и действий ОАО "Сведловэнергосбыт", связанных с уклонением от заключения договора с ООО "Электросетевая компания".
Кроме того, факт неправомерного уклонения гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии, не нашел своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела, после получения письменного уведомления ОАО "АтомЭнергоСбыт" о прекращении действия договора N 02 от 01.11.2005 г. ООО "Электросетевая компания" направило в адрес ОАО "Свердловэнергосбыт" письмо N 4-18-08 от 18.06.2008 г. с предложением заключить аналогичный договор в отношении поставки того объема электроэнергии, который ранее приобретался им у ОАО "АтомЭнергоСбыт" с применением двухставочного тарифа для прочих потребителей.
Письмом от 25.06.2008 г. ОАО "Свердловэнергосбыт" предложило заявителю представить необходимые для заключения договора документы - акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности; схемы электроснабжения; акты осмотра приборов учета с подтвержденными показаниями; паспорта-протоколы измерительных комплексов.
ООО "Электросетевая компания" представлены данные документы, настаивая на заключении договора с применением двухставочного тарифа в соответствии с Постановлением РЭК Свердловской области от 31.03.2008 г.(письма от 18.06.2008 г., от 30.06.2008 г, от 14.07.2008 г., от 24.07.2008 г.), тогда как ОАО "Свердловэнергосбыт" предлагало заключить договор с применением различных тарифов в зависимости от тарификационных групп потребителей.
В связи с этим письмом от 16.07.2008 г. N 09-05/7287 ОАО "Свердловэнергосбыт" дополнительно сообщило, что в связи с наличием среди потребителей заявителя населения, сельскохозяйственных товаропроизводителей, бюджетных и прочих потребителей, гарантирующий поставщик готов самостоятельно продавать электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электроэнергии в ее сетях, либо продавать такую электрическую энергию ООО "Электросетевая компания", которая в этом случае может заключить договор с сетевой организацией с целью компенсации потерь электрической энергии в ее сетях. Для заключения такого договора АОА "Свердловэнергосбыт" предложило заявителю представить поименный список потребителей, которым планируется поставка электрической энергии (мощности), сведения о точках поставки и приборах учета.
Таким образом, фактически не заключение между сторонами в установленный п. 63 Правил розничного рынка 30-тидневный срок договора купли-продажи электроэнергии (мощности) связано с неустраненными между ними разногласиями по поводу оплаты электроэнергии (применение тарифов при расчетах), а также непредставлением ООО "Электросетевая компания" документов о составе потребителей и точках поставки.
Статье 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, за исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима, как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием для заключения договора энергоснабжения является наличие у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. При невыполнении данного условия истцом у энергоснабжающей организации отсутствует обязательство по подаче электроэнергии.
В соответствии с п. 61 Правил розничного рынка гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI данных Правил. При этом гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
В силу п. 62 Правил (в редакции, действующей в рассматриваемый период) лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение следующих условий, необходимых для его заключения: присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке, обеспечение учета электрической энергии, надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору. Для заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с гарантирующим поставщиком энергосбытовая организация дополнительно предоставляет гарантирующему поставщику сведения о точках поставки, в которых данная организация собирается приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, о приборах учета электрической энергии, которыми оснащены указанные точки поставки, и о местах расположения пунктов приема платежей за электрическую энергию от покупателей электрической энергии данной организации.
Как следует из материалов дела и управлением обратного не доказано, ООО "Электросетевая компания" не были представлены все документы, перечисленные в п. 62 Правил розничного рынка, что являлось препятствием для заключения договора.
При этом суд отмечает, что обязанность по представлению всех указанных в Правилах документов лежит на лице, обратившимся к гарантирующему поставщику с заявкой о заключении соответствующего договора, поэтому отсутствие указаний в письмах ОАО "Свердловэнергосбыт" на необходимость представления того или иного документа, не освобождает заявителя от такой обязанности.
При таких обстоятельствах действия ОАО "Свердловэнергосбыт" не могли быть квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства, тем более совершенное согласованно с ОАО "Концерн Росэнергоатом" и ОАО "АтомЭнергоСбыт".
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 указанного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку управление не доказало факт совершения заявителями нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции оспариваемое решение управления от 02.11.2009 г. по делу N 39 следует признать недействительным.
При обращении в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании решения УФАС по Свердловской области заявителя уплачена государственная пошлина, в том числе ОАО "Концерн Росэнергоатом" - государственная пошлина в размере 2000 рублей (платежное поручение N 970 от 21.01.2010 г.), ОАО "АтомЭнергоСбыт" - государственная пошлина в размере 2000 рублей (платежное поручение N 57 от 01.02.2010 г.), ОАО "Свердловэнергосбыт" - государственная пошлина в размере 2000 руб. (платежное поручение N 32476 от 29.10.2009 г.); данные судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат взысканию с УФАС по Свердловской области в пользу заявителей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования ОАО "Концерн Росэнергоатом", ОАО "АтомЭнергоСбыт" и ОАО "Свердловэнергосбыт" удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 02.11.2009 г. по делу N 39 о нарушении ОАО "Концерн Энергоатом", ОАО "АтомЭнергоСбыт" и ОАО "Свердловэнергосбыт пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в пользу ОАО "Концерн Росэнергоатом" судебные расходы в сумме 2000 рублей.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в пользу ОАО "АтомЭнергоСбыт" судебные расходы в сумме 2000 рублей.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в пользу ОАО "Свердловэнергосбыт" судебные расходы в сумме 2000 рублей.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 7 апреля 2010 г. N А60-4164/2010-С9, А60-4729/2010-С9, N А60-5238/2010-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2010 г. N Ф09-7697/10-С1 по делу N А60-4729/2010-С9, А60-4164/2010-С9, А60-5238/2010-С9 настоящее решение оставлено без изменения