Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 октября 2007 г. N А60-2937/2007-С6
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 22 октября 2007 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска к Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы при участии в судебном заседании: от заявителя - представители в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от заинтересованного лица: С.В. Иванов - специалист 1-го разряда, доверенность от 14.08.2007 г. N 04-13/38248.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
Лицу, участвующему в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы о местонахождении общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" за государственным регистрационным номером 1026604968499, в связи с отсутствием общества по месту нахождения, указанному в учредительных документах.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на то, что представленные единственным участником ООО "СтройКом" документы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся места нахождения юридического лица, соответствовали требованиям закона, оснований для отказа в государственной регистрации названных изменений у налогового органа не имелось.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр межеваний "Урал-Кадастр" (ИНН 6670021529; ОГРН 1026604968499) (далее - общество) находилось на учете в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г.Екатеринбурга с 16.12.2002.
04.05.2006 г. участником ООО "Межрегиональный центр межеваний "Урал-Кадастр" Ибрагимовым Н.Н. принято решение о внесении в устав общества изменений о смене наименования Общества с ООО "Межрегиональный центр межеваний "Урал-Кадастр" на ООО "СтройКом" и места нахождения юридического лица на 630004, г. Новосибирск, ул. Революции, 38.
На основании заявления руководителя общества от 19.05.2006 г. и представленных документов, необходимых для государственной регистрации указанных изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга 26.05.2006 г. внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц за номером 2069674086436.
В связи с изменением места нахождения юридического лица в соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрационное дело общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" направлено заинтересованным лицом в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска для постановки общества на учет.
В целях обнаружения указанного юридического лица по месту нахождения его постоянного действующего исполнительного органа, адрес которого указан в учредительных документах, а также в заявлении о государственной регистрации изменений, Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска произвела осмотр здания по адресу: г. Новосибирск, ул. Революции, 38.
По итогам осмотра 05.12.2006 г. налоговым органом установлено, что общество с ограниченной ответственностью "СтройКом" по указанному адресу не находится.
В связи с установленным по результатам проверки фактом отсутствия общества по месту нахождения, указанному в учредительных документах, инспекцией сделан вывод о предоставлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц заведомо ложных сведений о месте нахождения юридического лица.
Полагая, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга в нарушение ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не правомерно произвела регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "СтройКом", Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска 14.02.2007 г. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "СтройКом", внесенных 26.05.2006 г. за государственным регистрационным номером 2069674086436.
Определением суда первой инстанции от 11.04.2007 г. производство по делу было прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
Постановлением суда кассационной инстанции от 16.08.2007 г. по делу N Ф09-6688/07-С4 определение суда первой инстанции было отменено и дело направлено на новое рассмотрение, в связи с тем, что судом первой инстанции были неверно применены нормы процессуального права.
Определением суда от 29.08.2007 г. материалы данного дела вновь приняты к производству судом первой инстанции.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения заинтересованного лица, суд полагает, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать, исходя из следующего.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлен статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ):
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Статьей 23 Закона N 129-ФЗ установлено два основания для отказа в государственной регистрации:
а) непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Иных оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, законом не предусмотрено.
В соответствии с положениями ст. 9 Закона N 129-ФЗ заявителем при государственной регистрации юридического лица может выступать руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. Заявление от 19.05.2006 г. подписано директором ООО "СтройКом" Ибрагимовы Н.Н., его подпись в установленном порядке засвидетельствована нотариусом.
В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что представленные 19.05.2006 г. единственным руководителем общества с ограниченной ответственностью "СтройКом"" Ибрагимовым Н.Н. документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, документы соответствовали требованиям закона, были представлены в полном объеме, согласно перечню документов, требующихся для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установленном ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
Поскольку ООО "СтройКом" при подаче в регистрирующий орган документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, были соблюдены требования, установленные ст.ст. 9, 17 Закона N 129-ФЗ, у налогового органа не было оснований для отказа заявителю в государственной регистрации вышеназванных изменений.
Таким образом, внесение Инспекцией Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга 26.05.2006 г. оспариваемой записи в Единый государственный реестр юридических лиц за N 2069674086436 произведено правомерно.
Обязанность указания в учредительных документах и заявлении достоверной информации возложена законом на заявителя (п. "а" ст. 12 Закона N 129-ФЗ). Регистрирующий орган не вправе осуществлять правовую экспертизу представленных для государственной регистрации документов, в том числе, проверять достоверность сведений, указанных в учредительных документах юридического лица. При таких обстоятельствах, ссылка заявителя на указание в учредительных документах общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" заведомо ложных сведений, касающихся места нахождения организации, как на основание для признания недействительной произведенной заинтересованным лицом государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, судом не принимается.
Для признания недействительной государственной регистрации юридического лица заинтересованной стороне, в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо доказать, что на момент такой регистрации были допущены нарушения действующего законодательства - указанного Федерального закона, Гражданского кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов.
Однако таких доказательств заявителем не представлено. При этом суд отмечает, что результаты проведенных в декабре 2006 года заявителем мероприятий об отсутствии нахождения организации по своему юридическому адресу, сами по себе не свидетельствуют о недостоверности документов и сведений, представленных на регистрацию в октябре 2006 года. Доказательства подложности представленных для регистрации документов являются основанием для признания недействительными уставных документов, но не акта регистрации.
Заявитель не указал, какие именно нарушения Закона N 129-ФЗ были допущены заинтересованным лицом при регистрации общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" и как именно эти нарушения повлияли на права и законные интересы заявителя.
Согласно п. 1 ст. 25 N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 той же статьи в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах, а также признание незаконным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице законом не предусмотрены.
На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы от 26.05.2006 г. за государственным регистрационным номером 2069674086436, следует отказать.
Ссылка Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска на нарушение оспариваемой регистрацией публичных интересов, на обстоятельства невозможности осуществления налогового контроля в отношении ООО "СтройКом" судом во внимание не принимается, поскольку оспариваемая государственная регистрация не нарушает каких-либо публичных интересов, произведена в соответствии с требованиями действующего законодательства и является результатом реализации участником ООО "СтройКом" права на государственную регистрацию изменений в учредительные документы данного юридического лица. В силу пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Следовательно, что в случае установления факта неосуществления деятельности ООО "СтройКом" на территории города Новосибирска Инспекция ФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска вправе исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанций можно получить соответственно на Интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 октября 2007 г. N А60-2937/2007-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника