Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 5 октября 2007 г. N А60-13990/07-С2
Резолютивная часть решения объявлена 01.10.2007 года
Полный текст решения изготовлен 05.10.2007 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "АрхСтройПроект" к Администрации Верхнесалдинского городского округа при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о предоставлении земельного участка в аренду и понуждении к заключению договора аренды при участии в судебном заседании от истца: Евдокимов В.М. - представитель по доверенности от 07.08.2007 г. Хохряков Д.В. - представитель по доверенности от 25.09.2007 г. от ответчика: Синельникова А.Н. - представитель по доверенности N 1-06 от 09.01.2007 г. от третьего лица:
Третье лицо - Министерство по управлению государственным имуществом по Свердловской области - уведомлено о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом, в силу чего суд вправе рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица на основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, помощнику судьи не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Судебное заседание начато 26.09.2007 г.
Истец обратился в суд с иском о понуждении ответчика к заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:08:08:02 002:0025 площадью 16014 кв. м., находящегося примерно в 20 метрах по направлению на север от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Свердловская область, г. Верхняя Салда, ул. Крупской, дом N 27 для строительства индивидуальных жилых домов.
В предварительном судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования и просил суд: 1) обязать администрацию Верхнесалдинского городского округа предоставить вышеуказанный земельный участок путем принятия соответствующего решения и 2) заключить договор аренды земельного участка.
Поводом к обращению в арбитражный суд с иском послужил отказ администрации Верхнесалдинского городского округа, изложенный в распоряжении Главы Верхнесалдинского городского округа N 206 от 19.04.2007 г., в предоставлении земельного участка.
В качестве обоснования отказа ответчик сослался на то, что в соответствии с действующим земельным законодательством, а именно, с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ) поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства индивидуальных жилых домов было согласовано после 01.10.2005 г. (приказ МУГИСО от 11.05.2006 г. N 1523), земельный участок может быть предоставлен только путем проведения аукциона.
По мнению истца, данный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы, поскольку именно по вине администрации Верхнесалдинского городского округа вопрос о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта был решен несвоевременно, в связи с чем, истец лишился права на получение земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов.
Ответчик требования истца не признал, указав, что действие (бездействие) администрации относительно сроков оформления земельного участка не обжаловались. Истец сам затягивал процесс оформления земельного участка, поскольку кадастровый план земельного участка был получен истцом только 28.02.2007 г. и представлен только в марте 2007 г., хотя проект границ был утвержден в марте 2006 г. (распоряжение Главы Верхнесалдинского городского округа N 64 от 15.03.2006 г.), предварительное согласование места размещения объекта было утверждено приказом Министерства по управлению государственным имуществом N 1523 от 11.05.2006 г. Сроки установления границ земельного участка и проведения кадастрового учета в соответствии с частью 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 7 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 г. "О государственном земельном кадастре" составляют не более трех месяцев. У истца имелась возможность до 23.12.2006 г. (момента вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установить границы земельного участка на местности, провести кадастровый учет земельного участка и обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка.
С 01.03.2007 г. был изменен порядок предоставления земельных участков для строительства и в соответствии с положениями пункта 2 статьи 30, пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением установленных случаев. В связи с изложенным администрация не может заключить договор аренды с ответчиком, минуя установленную процедуру, и в удовлетворении иска следует отказать.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев представленные материалы, суд установил следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции по состоянию на 30.06.2003 г.) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:
- с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
26.08.2003 года ООО "АрхСтройПроект" обратилось в администрацию муниципального образования Верхнесалдинского района (в настоящее время администрация Верхнесалдинского городского округа) с заявлением о выделении земельного участка под проектирование и строительство коттеджных застроек, объектов социально-культурного быта, находящегося на перекрестке улиц Крупской-Красноармейской в г. Верхняя Салда Свердловской области.
02.09.2003 года городская межведомственная комиссия по выбору земельных участков для строительства, рассмотрев и согласовав вышеуказанное заявление, посчитала возможным строительство коттеджей на испрашиваемом земельном участке.
13.11.2003 года администрация МО "Верхнесалдинский район" в газете "Салдинские вести" проинформировала население о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства коттеджей на месте бывших бараков на перекрестке улиц Крупской и Красноармейской в г. Верхняя Салда.
15.01.2004 года был произведен выбор земельного участка под строительство коттеджей, что подтверждается соответствующим актом.
Проект границ испрашиваемого земельного участка был утвержден распоряжением Главы Верхнесалдинского городского округа 15.03.2006 года.
Акт выбора земельного участка был утвержден приказом МУГИСО N 1523 от 11.05.2006 г. Этим же приказом принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта ООО "АрхСтройПроект".
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции по состоянию на 28.02.2007 г.) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
20.03.2007 года истец обратился к ответчику с заявлением N 25 о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет для строительства малоэтажной коттеджной застройки по адресу: г. Верхняя Салда в 20 метрах севернее дома N 27 по ул. Крупской с приложением кадастрового плана земельного участка.
В ответ на обращение был получен отказ администрации Верхнесалдинского городского округа, изложенный в распоряжении Главы Верхнесалдинского городского округа N 206 от 19.04.2007 г., в предоставлении земельного участка.
Суд считает данный отказ незаконным по следующим основаниям.
Поскольку правоотношения сторон по предоставлению земельного участка обществу для строительства жилых домов с проведением работ по его формированию с предварительным согласованием места размещения объекта возникли до введения в действие статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, требования указанной статьи о необходимости проведения аукциона для продажи прав на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства применены быть не могут. Применению подлежат статьи 30, 31, 32 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанными статьями весь комплекс мероприятий, предшествующих принятию решения о предоставлении земельного участка выполнен, а именно: осуществлен выбор земельного участка, принято в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, проведены работы по формированию земельного участка, проведен государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса, имеется обращение истца с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением кадастровой карты. Кроме того, с заявлением о предоставлении земельного участка истец обратился в марте 2007 года, то есть не позже установленного трехлетнего срока с момента предварительного согласования.
Таким образом, у администрации Верхнесалдинского городского округа, возникла обязанность по предоставлению земельного участка под строительство.
Доводы ответчика о том, что согласование проводилось истцом после 01.10.2005 г. являются необоснованными, поскольку срок на оформление документов и вынесение решения о предварительном согласовании места размещения объекта статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит.
Поскольку иных оснований отказа в предоставлении земельного участка истцу ответчик не указал, суд считает требования истца об обязании ответчика принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:08:08:02 002:0025 площадью 16014 кв. м., находящегося примерно в 20 метрах по направлению на север от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Свердловская область, г. Верхняя Салда, ул. Крупской, дом N 27 для строительства индивидуальных жилых домов подлежащим удовлетворению.
Отказ администрации Верхнесалдинского городского округа, изложенный в распоряжении Главы Верхнесалдинского городского округа N 206 от 19.04.2007 г., нарушает права и законные интересы ООО "АрхСтройПроект", которое понесло значительные финансовые затраты, связанные с освоением земельного участка для строительства жилых домов. Кроме того, суд учел также и то, что речь идет о строительстве социально-значимых объектов - жилых домов и истцом выполнены все необходимые процедуры, позволяющие осуществить их строительство на выбранном земельном участке.
Ссылка ответчика на то, что истцом не обжаловался отказ в предоставлении земельного участка, судом отклонен, поскольку, исходя из положений пункта 9 статьи 30 Земельного кодекса, решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в суд. Иными словами, это право лица, получившего такой отказ, но не его обязанность. Указанная норма не содержит запрета на обращение в суд с требованием об обязании предоставить земельный участок, минуя процедуру обжалования отказа. Отказ администрации Верхнесалдинского городского округа, изложенный в распоряжении Главы Верхнесалдинского городского округа N 206 от 19.04.2007 г., является одним из доказательств по делу, которому суд дал свою оценку.
Что касается требования о понуждении истца к заключению договора аренды земельного участка, суд в удовлетворении этого требования отказал.
Договор, представленный истцом не содержит существенного условия для договора аренды недвижимости - условия о предмете, то есть оферта является ненадлежащей (пункт 1 статьи 435, статья 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку истцом не соблюдены требовании закона в части надлежащего оформления оферты, что видно из имеющегося в деле проекта договора, представляющего собой образец такого документа с пустыми (незаполненными) местами, доказательств направления оферты также не представлено, суд считает, требования истца о понуждении администрации к заключению такого договора необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании был объявлен перерыв для подготовки и вынесения резолютивной части решения до 01.10.2007 г. 16:00.
01.10.2007 г. в 16:00 судебное заседание возобновлено. Резолютивная часть решения оглашена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Исковые требования удовлетворить частично.
2. Обязать Администрацию Верхнесалдинского городского округа предоставить Обществу с ограниченной ответственностью "АрхСтройПроект" в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:08:08 02 002:0025 площадью 16014 кв. м., находящийся примерно в 20 метрах по направлению на север от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Свердловская область, г. Верхняя Салда, ул. Крупской, дом N 27 для строительства индивидуальных жилых домов.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с Администрации Верхнесалдинского городского округа в пользу Обществу с ограниченной ответственностью "АрхСтройПроект" 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 октября 2007 г. N А60-13990/07-С2
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника