Определение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 декабря 2007 г. N А60-38548/2005-С11
Судья Арбитражного суда Свердловской области, при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев судебном заседании в рамках дела по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга Свердловской области о признании отсутствующего должника Общества с ограниченной ответственностью "Сантехэнерго" несостоятельным (банкротом) заявление Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации (филиал N 10) о включении в реестр требований кредиторов должника 382441,26 руб. при участии в заседании: от заявителя: Костылева С.Б., представитель по доверенности N 133 от 05.06.2007 года от конкурсного управляющего: Батуева Е.С., паспорт 65 04 470603 от уполномоченного органа: не явился, извещен по ч. 1 ст. 123 АПК РФ, уведомление N 70382
ГУ - Свердловское региональное отделение ФСС России (филиал N 10), обратился с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника в состав третьей очереди капитализированных платежей в размере 382441,26 руб. В обоснование включения в реестр суммы заявленного требования заявитель ссылается на то, что должник имеет обязательства по возмещению вреда Паршину Е.И.
Заявитель указал, что уведомление об открытии в отношении отсутствующего должника ООО "Сантехэнерго" конкурсного производства было получено от конкурсного управляющего 29.10.2007 года.
Конкурсный управляющий отзыв не представил. Возражений по размеру требований не имеет. Указал, что публикация сведений о введении в отношении отсутствующего должника процедуры конкурсного производства в Российской газете произведена 08.04.2006 года. Реестр требований кредиторов должника на дату обращения с соответствующим требование ГУ - Свердловское региональное отделение ФСС России (филиал N 10) закрыт. Представила копию публикации.
Представленная копия документа приобщена к материалам дела в силу ст. 75 АПК РФ, ст. 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Заслушав представителя заявителя, конкурсного управляющего, изучив письменные доказательства, арбитражный суд установил:
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2005 года отсутствующий должник ООО "Сантехэнерго" признан несостоятельным (Банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Зыков К.И.
Сведения о введении в отношении отсутствующего должника процедуры конкурсного производства опубликованы конкурсным управляющим в Российской газете от 08.04.2006 года.
Определением арбитражного суда от 06.11.2007 года Зыков К.И. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего отсутствующего должника ООО "Сантехэнерго".
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 06.11.2007 года конкурсным управляющим отсутствующего должника ООО "Сантехэнерго" утверждена Батуева Елена Сергеевна.
ГУ - Свердловское региональное отделение ФСС России (филиал N 10) 14.11.2007 года обратилось в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника 382441,26 руб. - капитализированные платежи.
16.05.1998 года составлен акт N 1 о несчастном случае на производстве, произошедшем 05.05.1998 года, в отношении пострадавшего Паршина Е.И.
Согласно выписке из акта освидетельствования во ВТЭК N 3581 от 12.11.2004 года Паршину Е.И. установлена утрата трудоспособности 20% бессрочно.
Статья 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает, что определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации.
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению фонда капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона о социальном страховании), которые являются одним из источников доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 названного Закона). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Должник, в отношении которого открыто конкурсное производство, по смыслу абзаца четырнадцатого статьи 2, главы VII Закона о банкротстве, пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации через процедуру конкурсного производства.
Законом о социальном страховании не предусмотрено уменьшения размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иное нарушало бы права отделения фонда как страховщика, поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда при неизменном объеме обязательств отделения фонда перед работниками должника.
Кроме того, будучи специальным, Закон о банкротстве не регулирует отношения, возникающие при возмещении вреда здоровью граждан через систему обязательного социального страхования (пункт 1 статьи 1 Закона о банкротстве).
Согласно ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 863, в котором указано, что конкурсный управляющий рассчитывает размер капитализируемых платежей согласно методике расчета размера капитализируемых платежей, утвержденной Постановлением ФСС РФ N 72 от 30.07.2001 года.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" от 30.11.2006 года N 57 фонд социального страхования РФ, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании определен Правительством Российской Федерации в постановлении от 17.11.2000 г. N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Во исполнение пункта 2 названного постановления Фондом социального страхования Российской Федерации постановлением от 30.07.2001 г. N 72 утверждена "Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей", положения которой учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования РФ.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" от 30.11.2006 года N 57 четко определен круг требований граждан-кредиторов, относящиеся к первой очереди: во-первых, это требование граждан, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию, перед которым должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; во-вторых, это требование застрахованных лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, но лишь в той части, которая превышает обеспечение по страхованию (страховое возмещение вреда) в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании.
Соответствующее требование Фонда социального страхования РФ, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласия гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется.
Согласно расчету ГУ - Свердловское региональное отделение ФСС России (филиал N 10) размер капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) ООО "Сантехэнерго" в отношении пострадавшего Паршина Е.И. составляет 382441,26 руб.
Принимая во внимание, что наличие и размер задолженности подтвержден документально, на основании ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" суд признает установленными требования ГУ - Свердловское отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N 10).
Согласно п. 2 ст. 228 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему.
В соответствии с п. 65 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 29 от 15.12.2004 года "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" поскольку специальный месячный срок на предъявление требований установлен в п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве только для кредиторов, получивших уведомление конкурсного управляющего, требования кредиторов, не получивших указанное уведомление, могут быть заявлены в арбитражный суд вплоть до закрытия реестра требований кредиторов в срок, установленный абзацем третьим пункта 1 статьи 142 Закона. Правило пункта 4 статьи 142 Закона распространяется на случаи пропуска любого из названных сроков. Требования таких кредиторов включаются в реестр на основании определения арбитражного суда.
Согласно ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Публикация о введении в отношении отсутствующего должника процедуры конкурсного производства произведена в Российской газете от 08.04.2006 года.
Поскольку ГУ - Свердловское региональное отделение ФСС России (филиал N 10) 14.11.2007 года обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника 382441,26 руб., пропущен срок для предъявления требований, предусмотренный законодательством о банкротстве. Поэтому удовлетворение требований ГУ - Свердловское региональное отделение ФСС России (филиал N 10) должно производиться в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с п. 4 ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 5, 228, 142, 134-137 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ст.ст. 184, 185, 223 АПК РФ, определил:
Во включении требования Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) в сумме 382441,26 руб. - капитализированные платежи в состав третьей очереди реестра требований кредиторов отсутствующего должника Общества с ограниченной ответственностью "Сантехэнерго" отказать.
Требования Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации (филиал N 10) подлежат удовлетворению в сумме 382441,26 руб. - капитализированные платежи за счет имущества Общества с ограниченной ответственностью "Сантехэнерго", оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Настоящее определение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ - в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня вынесения. В соответствии с ч. 2 ст. 257 АПК РФ апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, вынесший определение.
В случае обжалования определения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 13 декабря 2007 г. N А60-38548/2005-С11
Текст определения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника