Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 декабря 2007 г. N А60-13844/2007-С2
Резолютивная часть решения объявлена 29.11.2007 г.
Полный текст решения изготовлен 06.12.2007 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Муниципального учреждения "Служба заказчика южного района" Муниципального образования г. Ирбит к Финансовому управлению в Муниципальном образовании г. Ирбит, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Свердловской области
о взыскании 1308555 руб. 37 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Малютина Л.П. по доверенности N 2 от 12.01.2007 г.
от ответчиков: от Финансового управления Прихненко Е.С. по доверенности N 1 от 21.06.2007 г., от Министерства финансов РФ Олефир С.Г. по доверенности б/н от 26.04.2007 г., от Министерства финансов Свердловской области Говорухина А.С. по доверенности 13-11-04-10 от 11.01.2007 г.
Разъяснены процессуальные права и обязанности. Отвода суду не заявлено.
Муниципальное учреждение "Служба заказчика южного района" Муниципального образования г. Ирбит обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Финансовому управлению в Муниципальном образовании г. Ирбит о взыскании 1308555 руб. 37 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате отдельными категориями потребителей ЖКУ.
Сумму заявленных истцом требований составляет стоимость льгот, предоставленных гражданам инвалидам, проживающим в приватизированных квартирах, по плате за содержание жилых помещений. При этом истец указал, что задолженности по оплате соответствующих льгот в отношении граждан инвалидов, проживающих в жилых помещениях по договору социального найма - не имеется. В качестве основания заявленных требований истец ссылается на односторонний отказ Финансового управления в Муниципальном образовании г. Ирбит от исполнения обязательств по договору б/н от 01.01.2007 г. по возмещению расходов по предоставлению льгот на оплату услуг по содержанию и ремонту многоквартирных домов, находящихся в управлении истца, для граждан, являющихся собственниками жилых помещений.
Ходатайство об изменении основания исковых требований истцом не заявлено, при этом истец настаивает на удовлетворении своих требованиях по основаниям нарушения ответчиком гражданско-правого обязательства, указывая, что данные расходы не являются убытками в смысле ст. 15 Гражданского кодекса РФ, поскольку являются частью основной задолженности.
Ответчик, Финансовое управление в Муниципальном образовании г. Ирбит, исковые требования не признал, в отзыве на исковое заявление указал, что исходя из положений федерального закона инвалидам, являющимся собственниками жилых помещений скидка в размере 50 процентов на оплату жилого помещения не предоставляется. В соответствии со статьей 28.2 федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" средства по обеспечению мер социальной защиты инвалидов предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций; средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Согласно заключенному 01.01.2006 г. договору N 5, финансовым управлением возмещались все представленные и подтвержденные истцом расходы. Такой же порядок расчетов сохраняется и в 2007 году. Таким образом, ответчик полагает невозможным возмещение истцу расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных лицам, являющимся собственниками жилых помещений.
При этом в судебном заседании ответчик дополнительно пояснил, что в установленном законом порядке истец за возмещением расходов по указанной категории граждан, не обращался, заверенные управлением социальной защиты списки граждан в финуправление не предоставлял, чем сам в свою очередь нарушил требования п. 2.1.1 договора. Исполнить же принятые на себя по договору обязательства ответчик, по его пояснениям, не имел возможности, поскольку невозможно было провести сверку представленных истцом списков. Ответчик указал, что истец действительно подавал в финуправление списки граждан, однако указанные списки были представлены в виде незаверенных копий, заверенные Управлением социальной защиты списки граждан льготников с подробными проверенными сведениями о количестве проживающих членов семей, сведениями о площади жилых помещений и т.д. - истцом не представлялись.
Определением суда от 04.09.2007 г. суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Министерство финансов Российской Федерации, поскольку требования истца касаются возмещения льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", т.о. при разрешении вопроса о компенсации необходимо исходить из того, бюджет какого уровня должен возместить истцу данные расходы (если таковая обязанность бюджета будет установлена судом). Истец возражений в отношении привлечения второго ответчика к участию в деле не заявил.
В судебном заседании Министерство финансов РФ исковые требования не признало, представило отзыв, в котором указало, что в соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидов. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким порядком являются Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветераном и инвалидов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2004 года N 652 (далее Правила N 652).
В соответствии с Правилами N 652 финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год. Субвенции перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии Правилами N 652 Министерство Финансов Российской Федерации осуществляет финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Размер субвенций, выделяемых из Федерального Фонда компенсаций, устанавливается законами о федеральном бюджете на финансовый год.
Согласно отчету об использовании субсидий (субвенций), предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и местным бюджетам по состоянию на 1 апреля 2007 года и справки Управления Федерального казначейства по Свердловской области от 25 октября 2007 года N 13-16/4387 из федерального бюджета Министерству финансов Свердловской области поступили субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 451909400 руб. По состоянии на 01.04.2007 г. остаток денежных средств составил 393673808 руб. 46 коп.
Истец в своем заявлении указывает, на то, что в соответствии со ст. 17 Закон "О социальной защите инвалидов" уменьшал на 50% счета к оплате на жилые помещения в квартирах частного жилого фонда, принадлежащие инвалидам или семьям, имеющим детей инвалидов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона "О социальной защите инвалидов" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако ответчик ссылается на то, что на момент предоставления льгот (2006 год, первый квартал 2007 года) на территории Свердловской области отсутствовал законодательный акт, регламентирующий предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам по оплате услуг ЖКХ частного жилого фонда, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Истец в судебное заседание представил возражения на доводы ответчиков, заявленные в отзыве, указав, что ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ дает основание полагать, что меры социальной поддержки предоставляются инвалидам, проживающим в домах государственного и муниципального жилищного фонда, поскольку инвалиды проживают в муниципальных многоквартирных домах, имея в них приватизированные жилые помещения.
Оспариваемое сторонами положение статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право инвалидов на 50-процентную скидку на оплату жилого помещения, относится к числу гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которыми обеспечиваются условия, направленные на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, и не может рассматриваться как нарушающее эти права и свободы.
Определением суда от 29.10.2007 г., в порядке п. 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в целях объективного и всестороннего рассмотрения настоящего дела по существу заявленных требований судом в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Свердловской области.
Министерство финансов Свердловской области исковые требования не признало, представило отзыв, в котором указало, что истцом ошибочно представлялись меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам, проживающими в приватизированных жилых помещениях, поскольку исходя из толковая ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" следует, что скидка по оплате жилого помещения предоставляется только гражданам, проживающим в домах государственного или муниципального жилого фонда.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей истца и ответчиков, суд счел заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Между Финансовым управлением МО "Город Ирбит" и МУ "Служба заказчика южного района" заключены договоры от 01.01.2006 г., 01.01.2007 г., предметом которых является проведение через финуправление расчетов с предприятиями по возмещению расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате ЖКУ гражданам, проживающим в городе Ирбите и имеющим право на получение льгот в соответствии со ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов".
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Социальная защита инвалидов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункт "ж" части 1 статьи 24 Устава Свердловской области).
На территории Свердловской области гарантируется защита и осуществление всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, в том числе в сфере социальной защиты населения (статьи 2, 19, 20, 120, 121 Устава Свердловской области).
Как следует из ст. 288 Гражданского кодекса РФ, ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования и несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищным фондом является совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Частный жилищный фонд это совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение, (ст. 153 Жилищного кодекса РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Вместе с тем, согласно ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме не включена плата за наем.
Ответчики исходят из буквального толкования данного закона, из которого следует, что инвалиды, являющиеся нанимателями жилых помещений, пользуются скидкой по плате за пользование жилым помещением, плате за содержание и ремонт жилого помещения, плате за коммунальные услуги. Инвалиды, являющиеся собственниками жилых помещений, имеют право на получение скидки только по оплате коммунальных услуг, внося плату за содержание и ремонт жилого помещения в полном объеме. Однако при этом данная категория инвалидов не несет расходов по плате за наем жилого помещения, поскольку она действующим законодательством для собственников жилых помещений не предусмотрена. При этом экономически и та и другая категория граждан уравнивается, поскольку собственники, не имея скидки по внесению платы за содержание жилья, освобождены от внесения платы за найм жилого помещения, которую вносят граждане, проживающие в неприватизированных квартирах.
Между тем действующая в настоящий момент судебная практика исходит из того, что применительно к положениям Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии по оплате жилья, предоставляемые указанным категориям граждан Российской Федерации в лице ее уполномоченных органов, распространяются на всех инвалидов, независимо от формы собственности на жилые помещения, в которых такие граждане проживают (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9968/07-С4). При этом правоприменительная практика исходит из того, что требования предприятий, предоставивших услуги гражданам по льготным ценам, и не получивших соответствующего возмещения из бюджета, удовлетворяются на основании ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ как убытки, причиненные в связи с недостаточным финансированием расходов на предоставление указанных льгот из средств областного бюджета, вследствие чего они подлежат возмещению за счет казны Свердловской области.
Истец же основывает свои требования на ненадлежащем исполнении Финансовым управлением своих обязательств по договору, при этом, как установлено при рассмотрении настоящего дела, ответчик не имел возможности исполнить принятые на себя обязательства в связи с неисполнением самим истцом своих обязанностей по представлению в финансовый орган документов, необходимых для возмещения указанных льгот. Таким образом, истец в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не доказал, что ответчик исполнил свои обязательства ненадлежащим образом.
Согласно п. 2.1 договоров истец по договорам от 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. обязался представлять в финуправление списки граждан, которым были предоставлены льготы по оплате ЖКУ. В обоснование исковых требований истец также ссылается на то, что списки граждан, имеющих льготу, принимались ответчиком в усеченном виде, то есть Финансовое управление требовало исключить из списков граждан, являющихся собственниками жилого помещения.
Порядок предоставления списков граждан, которым предоставляются льготы на территории Свердловской области установлен Постановлением Правительства Свердловской области от 22.05.2006 г., N 423-ПП "О реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов на территории Свердловской области".
Согласно указанному постановлению организации, оказывающие коммунальные услуги, ежеквартально, в срок до 28 числа последнего месяца отчетного периода, представляют в территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения в двух экземплярах списки лиц, которым за отчетный период были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, с указанием категории получателей, для оснований получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади. Списки предоставляются в бумажном варианте в двух экземплярах и в электронном виде. Территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения до 3 числа месяца, следующего за отчетным периодом, производят сверку списков лиц, которым за отчетный период были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, представленных организациями, согласовывают списки, один экземпляр списков возвращают организациям, второй экземпляр остается в территориальном исполнительном органе государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
Финансовые органы в муниципальных образованиях на основании предъявленных организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги отчетных данных и списков лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, согласованных территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения, оформляют платежные документы на перечисление средств с лицевых счетов финансовых органов, открытых в отделениях Управления, на расчетные счета организаций. Финансовые органы в муниципальных образованиях в первом квартале текущего финансового года оформляют платежные документы на перечисление средств организациям на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам на основе предъявленных фактических расходов, с последующим уточнением сумм возмещения, после предоставления организациями отчетов по форме, разработанной Министерством финансов Свердловской области (с приложением расчетов по начислению мер социальной поддержки), списков лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, с указанием категорий получателей, оснований для получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади.
Министерство финансов Свердловской области на основании данных, представленных финансовыми органами в муниципальных образованиях, ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет о расходовании субвенций с указанием количества лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, и категории получателей мер социальной поддержки.
Ответчик Финансовое управление в Муниципальном образовании г. Ирбит указывает, что в установленном законом и договором порядке истец в финуправление не обращался. Заверенные Управлением соцзащиты списки граждан льготников - собственников жилых помещений, не представлялись. В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ истцом не представлены доказательства того, что надлежащим образом составленные списки льготников вообще представлялись ответчику. При указанных обстоятельствах арбитражный суд не имеет возможности оценить действия ответчика как нарушение исполнения принятых по договору обязательств.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении исковых требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 декабря 2007 г. N А60-13844/2007-С2
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника