Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 февраля 2008 г. N А60-29599/2007-С10
Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 29 февраля 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению ООО "Омега"
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Свердловской области
о признании ненормативного акта недействительным при участии в судебном заседании
от заявителя: П.Ю. Глазков, представитель по доверенности от 22.11.2007 г., предъявлен паспорт,
от заинтересованного лица: Г.А. Гузаева, представитель по доверенности N 08-16/339 от 21.12.2007 г., предъявлен паспорт,
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Администрации г. Екатеринбурга, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Свердловское областное государственное учреждение "Фонд имущества Свердловской области", СГУ при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице Уральского межрегионального отделения РФФИ не явились, уведомлены надлежащим образом.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Омега" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0110025:0009, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Основинская, 5а, по договору купли-продажи N 417, заключенному между ООО "Омега" и Свердловским областным государственным учреждением "Фонд имущества Свердловской области" (далее - СОГУ "Фонд имущества Свердловской области"). Общество также просит обязать Управление федеральной регистрационной службы по Свердловской области зарегистрировать переход права собственности на указанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований, с учетом их уточнения об обращении в арбитражный суд в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель ссылается на то, что договор купли-продажи земельного участка заключен на законных основаниях, так как согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего на момент приобретения обществом объектов недвижимости и права постоянного бессрочного пользования на земельный участок под объектами недвижимости, государственная собственность на спорный земельный участок была разграничена в пользу Свердловской области, которая правомерно распорядилась им, передав в собственность заявителя.
Общество ссылается на то, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является в том числе то, что на земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя также пояснил, что заинтересованное лицо должно было осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок на основании введенной в действие 27.04.2007 г. статьи 54-3 Областного закона Свердловской области N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", которая улучшала положение общества по сравнению с ранее действовавшим законодательством, поскольку, по мнению заявителя, в поселении, являющемся административным центром Свердловской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исполнительными органами государственной власти Свердловской области.
Заинтересованным лицом представлен отзыв, заявленные требования не признаны со ссылкой на законность оспариваемого решения, так как лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на спорный земельный участок, такие полномочия на момент принятия решения о приватизации земельного участка и заключения договора купли-продажи имелись у Администрации г. Екатеринбурга.
Управление также ссылается на пропуск заявителем срока на обращение в арбитражный суд, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определениями по настоящему делу от 29.11.2007 г. и от 11.11.2008 г. судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация г. Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, СОГУ "Фонд имущества Свердловской области", СГУ при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице Уральского межрегионального отделения РФФИ.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Как следует из представленных заявителем в материалы дела свидетельств от 28.08.2003 г. серии 66 АБ NN 109765, 109766 о государственной регистрации права, обществу на основании договора купли-продажи N 52 от 17.04.1996 г. на праве собственности принадлежит нежилое помещение по адресу: г. Екатеринбург, ул. Основинская, 5а, соответственно общей площадью 84,8 кв.м. в отдельно-стоящем строении литер В и общей площадью 52,2 кв.м. в отдельно-стоящем строении литер А.
Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке с кадастровым номером 66:41:01 10 025:0009 общей площадью 999 кв.м., который предоставлен заявителю в собственность согласно Приказу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 16 ноября 2006 г. N 4563.
На основании приведенного приказа 30 ноября 2006 г. СОГУ "Фонд имущества Свердловской области" заключило с обществом договор купли-продажи указанного земельного участка N 417.
Согласно письму СОГУ "Фонд имущества Свердловской области" от 18 декабря 2006 г. N 01-13/294 общество произвело оплату цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 66:41:01 10 025:0009 в полном объеме.
21 декабря 2006 г. общество обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок площадью 999 кв.м., расположенный в г. Екатеринбурге по ул. Основинская, 5а.
Государственная регистрация права собственности была приостановлена по заявлению общества 23.01.2007 г. до 23.04.2007 г., по инициативе регистрирующего органа 23.05.2007 г. до 25.06.2007 г.
23 июня 2007 г. регистрирующий орган отказал в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем вынес сообщение N 01/669/2006-184.
Основанием к отказу в государственной регистрации права послужил вывод заинтересованного лица о том, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на земельный участок
Данный вывод регистрирующего органа соответствует закону.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено исключительное право собственников объектов недвижимости на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 53-ФЗ от 17.04.2006 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившего в законную силу с 01.07.2006 г., распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом N 53-ФЗ от 17.04.2006 также с 01.07.2006 г. признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Сведений о разграничении в установленном законом порядке земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости заявителя, в пользу Свердловской области на дату распоряжения данным земельным участком Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, в материалы дела не представлено.
На дату принятия Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области Приказа от 16 ноября 2006 г. N 4563 "О приватизации земельного участка обществом с ограниченной ответственностью "Омега" в Свердловской области не было принято закона, предусматривающего, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим при определении органа, полномочного распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, необходимо руководствоваться статьей 2 Федерального закона N 53-ФЗ от 17.04.2006 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Закон Свердловской области, регулирующий вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, принят 27 апреля 2007 г. посредством внесения Законом N 34-ОЗ изменений в Главу 8 Закона Свердловской области от 07.07.2004 г. N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области".
Согласно статье 54-3 Закона Свердловской области от 07.07.2004 г. N 18-ОЗ в редакции от 27 апреля 2007 г. в поселении, являющемся административным центром Свердловской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исполнительными органами государственной власти Свердловской области, за исключением случая, когда органами местного самоуправления этого поселения заключено соглашение с уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности.
Кроме того, на основании статьи 53-4 Закона Свердловской области от 07.07.2004 г. N 18-ОЗ в редакции от 27 апреля 2007 г. между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и муниципальным образованием "город Екатеринбург" подписано Соглашение от 17.05.2007, установившее Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Свердловской области с органами местного самоуправления в процессе распоряжения земельными участками, право собственности на которые не разграничено, расположенными на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В пункте 2 Соглашения от 17.05.2007 стороны установили, что все заявления граждан, юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления по вопросам формирования земельных участков и оформления прав на них рассматриваются уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Таким образом, в соответствии с указанным Соглашением, вступившим в силу с момента его подписания сторонами (пункт 13), на момент принятия оспариваемого заявителем отказа в государственной регистрации права предусматривалось рассмотрение органом местного самоуправления вопросов оформления прав на неразграниченные земельные участки, расположенные в поселении, являющемся административным центром Свердловской области.
В связи с вышеуказанным, на момент издания Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области приказа о приватизации обществом земельного участка от 16 ноября 2006 г. у данного органа исполнительной власти Свердловской области не имелось полномочий по распоряжению земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, так как с 01 июля 2006 г. такие полномочия имелись у органа местного самоуправления указанного поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одними из оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Данной правовой нормой также предусмотрена обязанность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, проверить юридическую силу представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.
Одним из оснований для отказа в государственной регистрации прав согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является отсутствие у лица, выдавшего правоустанавливающий документ, полномочий на распоряжение правом на данный объект недвижимого имущества.
С учетом изложенного, установив, что по представленному заявителем на государственную регистрацию правоустанавливающему документу лицо, его выдавшее обществу, не обладало полномочиями по распоряжению таким видом недвижимого имущества, как земельные участки, в порядке, установленном законодательством, действовавшим на момент издания соответствующего акта, заинтересованное лицо правомерно и обоснованно вынесло отказ в совершении государственной регистрации права.
Довод общества о том, что необходимо руководствоваться законодательством, действовавшим на момент приобретения обществом объектов недвижимости и права постоянного бессрочного пользования на земельный участок под объектами недвижимости, согласно которому одним из оснований внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является то, что на земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, является несостоятельным.
При этом ссылка на необходимость применения пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" не может быть принята во внимание, так как этот закон утратил силу с 01.07.2006 г.
Кроме того, приведенный закон не был принят на дату приобретения заявителем объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке в апреле 1996 г.
Заявитель также не представил доказательств своим доводам, подтверждающих, что нежилые помещения в отдельно-стоящих строениях в г. Екатеринбурге по ул. Основинская, 5а были приватизированы из собственности субъекта Российской Федерации.
Как было указано выше, доказательств разграничения государственной собственности на спорный земельный участок в пользу Свердловской области на момент принятия оспариваемого отказа в государственной регистрации не представлено.
Довод общества о том, что заинтересованным лицом необоснованно не применен подлежащий применению и улучшающий положение заявителя Закон Свердловской области N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", действующий в редакции от 27.04.2007 г., является неправомерным.
В соответствии со статьей 85 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" Закон Свердловской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступает в силу одновременно на всей территории Свердловской области не ранее чем через десять дней после его официального опубликования в "Областной газете". Иные законы Свердловской области вступают в силу одновременно на всей территории Свердловской области по истечении семи дней после их официального опубликования в "Областной газете", если в соответствующем законе Свердловской области или в законе Свердловской области, которым он вводится в действие, не установлены иные сроки вступления его в силу.
Срок вступления в силу закона Свердловской области не может начинаться ранее дня, следующего за днем его официального опубликования в "Областной газете".
Правило обратной силы правового акта Свердловской области закреплено в статье 112 Закона Свердловской области "О правовых актах в Свердловской области".
Пункт 1 приведенной статьи предусматривает, что действие правовых актов Свердловской области, как правило, не распространяется на отношения, возникшие до их вступления в силу.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Свердловской области N 34-ОЗ "О внесении изменений в Главу 8 Закона Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" закон N 34-ОЗ вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, исключения из общего правила по порядку вступления данного правового акта в законную силу не установлено.
Закон Свердловской области N 34-ОЗ не предусматривает, что действие измененных положений закона распространяется на отношения, возникшие до введения в действие изменений, ссылок на то, что изменяемые нормативные положения имеют обратную силу, в законе не содержится.
Таким образом, заявленные требования не могут быть удовлетворены.
Кроме того, в удовлетворении заявления следует отказать и в связи с пропуском срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, предусмотренных пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указал заявитель в своем заявлении в арбитражный суд, оспариваемое сообщение об отказе в государственной регистрации права было получено обществом 9 июля 2007 г. В связи с этим, в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель мог обратиться в арбитражный суд до 9 октября 2007 г., однако заявление, подано непосредственно через канцелярию Арбитражного суда Свердловской области согласно штампу 26 октября 2007 г., то есть с пропуском предусмотренного законом срока.
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока с приведением причин пропуска общество не заявило.
Пропуск срока на обращение является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 февраля 2008 г. N А60-29599/2007-С10
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника