Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 января 2008 г. N А60-31033/07-С3
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2008 г. N Ф09-4168/08-С5 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2008 года
Полный текст решения изготовлен 31 января 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Пермнефтегазпереработка" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" об обязании восстановить сумму в размере 1800608 руб. 69 коп. на лицевом счете в Свердловском ТехПД
при участии в судебном заседани:
от истца: Богданова А.В. - представитель по доверенности от 26.11.07 N 01-7043; Кацуба Д.Н. - адвокат, удостоверение N 1417 от 15.10.07, по доверенности от 26.12.07 N 01/7805
от ответчика: Панфилова В.Ф. - нач.отдела по доверенности от 08.12.07 N 66 Б 054915
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов составу суда и ходатайств не заявлено.
Истец просит обязать ответчика восстановить на лицевом счете (коде) 5616577 истца в ТехПД сумму в размере 1 800 608 руб. 69 коп., в том числе: 8 608 руб. 69 коп. - необоснованно списанная плата за пользование платформами, 1 792 000 руб. 00 коп. - необоснованно списанный штраф.
Ответчик исковые требования не признает, представил в суд отзыв на иск. Пояснил, что поскольку таможенного оформления ответчиком прибывшего в адрес истца груза не требовалось, следовательно, задержка платформ на железнодорожных путях необщего произошла по причинам, зависящим от истца. Таким образом, по мнению ответчика, произведенное на основании ст. ст. 39, 62, 99, 100 УЖТ РФ списание денежных средств с лицевого счета истца в Свердловском ТехПД является правомерным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил:
Согласно железнодорожным накладным NN 605121, 605139, 604975, 605261, 605089, 604967, 606459, 605071, 605048, 605170 20.02.2007г. на ст. Осенцы Свердловской железной дороги в адрес истца (грузополучателя) прибыл груз (танк-контейнеры), находящийся под таможенным контролем согласно отметке в названных накладных. Транспортировка указанного груза осуществлялась на железнодорожных платформах NN 94372679, 94302353, 94505310, 94505468, 94505773, принадлежащих иностранным государствам. В частности, согласно материалам дела платформа N 94372679 принадлежит Литве, платформы NN 94302353, 94505310, 94505468, 94505773 принадлежат Белоруссии.
В соответствии с памятками приемосдатчика N 349 24.02.2007г. указанные платформы были поданы ответчиком на выставочные железнодорожные пути необщего пользования истца, и согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 43125 находились на путях необщего пользования истца в период с 25.02.2007 г. по 04.04.2007г.
11.04.2007 г. по перечням железнодорожных документов N 133, N 134 ответчиком было произведено списание денежных средств с лицевого счета истца в Свердловском ТехПД в размере 1800608 руб. 69 коп., в том числе: 8608 руб. 69 коп. было списано в качестве платы за пользование платформами, 1792000 руб. 00 коп. - в качестве штрафа за задержку платформ под погрузкой на путях необщего пользования.
Указанные денежные средства списаны со счета истца на основании ведомости подачи и уборки вагонов за период с 25.02.2007 г. по 04.04.2007 г. N 43125 и акта общей формы от 04.04.2007 г. N 7172.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно ст. 62 УЖТ РФ вносимая в соответствии со ст. 39 УЖТ грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
В силу положений ст. 62, 99, 100 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении установленных договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов грузоотправители, грузополучатели, владельцы подъездных путей несут перед перевозчиком ответственность в виде взыскания штрафа за задержку вагонов.
В соответствии с п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами предусмотрена возможность взыскания платы за пользование вагонами, находящимися на железнодорожных путях необщего пользования только по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования. Кроме того, взыскание штрафа задержку вагонов под погрузкой (выгрузкой) на путях необщего пользования возможно только в случае принадлежности названных вагонов перевозчику.
Вместе с тем материалам дела установлено, что задержка железнодорожных платформ на путях необщего пользования истца произошла по причинам, не зависящим от истца (грузополучателя). Груз (танк-контейнеры) прибыл в адрес истца со станции отправления Малашевиче (Польша) и согласно отметкам в железнодорожных накладных, находился под таможенным контролем. Следовательно, порядок осуществления перевозки названного груза регулируется нормами таможенного законодательства, и в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) перед выдачей данного груза грузополучателю (истцу) указанный груз должен был пройти таможенную процедуру очистки.
В соответствии со ст.ст. 69, 72, 76, 88, 363 ТК РФ обязанности по предоставлению документов и сведений, необходимых для таможенного контроля при внутреннем таможенном транзите возложены на перевозчика. В частности, согласно указанным нормам ТК РФ перевозчик обязан предварительно уведомить таможенный орган о прибытии груза, предоставить таможенному органу железнодорожные накладные с пометкой, что груз находится под таможенным контролем и до соблюдения таможенной очистки груза не производить с ним грузовые операции.
Ответчик возложенные на него таможенным законодательством обязательства по предоставлению таможенному органу документов и сведений, предусмотренных ТК РФ, в отношении прибывшего в адрес истца груза не исполнил, и доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В результате не исполнения ответчиком своих обязанностей по таможенному оформлению груза, истец был вынужден самостоятельно обратиться в таможенный орган за разъяснениями о дальнейших действиях в отношении прибывшего груза, и согласно представленному в материалы дела распоряжению Пермской таможни от 05.04.2007 г. N 61р истцом на собственных подъездных путях была создана временная зона таможенного контроля для выполнения процедуры таможенной очистки груза и освобождения платформ.
Таким образом, нахождение платформ на железнодорожных путях необщего пользования в период с 25.02.2007 г. по 04.04.2007 г. было обусловлено ненадлежащим исполнением ответчиком (перевозчиком) своих обязательств по таможенному оформлению груза и необходимостью такого оформления истцом. Следовательно, задержка платформ на путях необщего пользования произошла по причинам, не зависящим от истца (грузополучателя).
Довод ответчика о том, что таможенного оформления прибывшего в адрес истца груза не требовалось, и, следовательно, задержка платформ на путях необщего произошла по причинам, зависящим от истца, судом не принимается на основании нижеследующего.
В подтверждение указанного довода ответчиком представлено постановление Пермской таможни Федеральной таможенной службы от 01.06.2007 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 10411000-327/2007, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ответчика (ОАО "РЖД") по факту нарушения порядка прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо установленных пунктов пропуска, прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
При этом поводом для возбуждения дела N 10411000-327/2007 об административном правонарушении в отношении ответчика послужило обращение истца в таможенный орган с соответствующим заявлением, согласно которому по прибытии товаров на таможенную границу Российской Федерации и пересечении таможенной границы Российской Федерации в железнодорожных накладных отсутствуют какие-либо отметки и штампы установленных пунктов пропуска, т.е. не было получено разрешение на внутренний таможенный транзит товаров в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, что является административным правонарушением, выразившимся в нарушении порядка прибытия товаров на таможенную территорию Российская Федерация путем их ввоза помимо установленных пунктов пропуска, за которое предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в постановлении от 01.06.2007 г. Пермская таможня Федеральной таможенной службы указала, что при ввозе вагонов и контейнеров на территорию России через станцию Смоленск-сортировочный производится уведомление Смоленской таможни путем представления имеющихся у перевозчика коммерческих и грузовых документов с поездной передаточной ведомостью. Оформление транзитной декларации по процедуре ВТТ не производится. При проследовании через станцию Смоленск-сортировочный груженых вагонов и контейнеров в перевозочных документах сотрудниками Смоленской таможни проставляется штамп "товар проследовал". При следовании порожних вагонов или контейнеров, данный штамп сотрудниками Смоленской таможни не проставляется и декларирование не производится. В постановлении Пермской таможни Федеральной таможенной службы от 01.06.2007 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 10411000-327/200 установлено, что Смоленская таможня подтверждает факт перемещения контейнеров в зоне деятельности таможни, при этом проставление штампа "товар проследовал" на железнодорожной накладной в данном случае не требуется.
Однако имеющий значение для разрешения настоящего дела факт исполнения ответчиком обязанностей по предоставлению таможенному органу документов и сведений, предусмотренных таможенным законодательством, в постановлении Пермской таможни Федеральной таможенной службы от 01.06.2007 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 10411000-327/200 не установлен. Следовательно, данное обстоятельство ответчиком не подтверждено в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме этого, как отмечено выше, ст.ст. 62, 99, 100 УЖТ РФ предусмотрено, что взыскание штрафа за задержку вагонов под погрузкой (выгрузкой) на путях необщего пользования возможно в случае принадлежности названных вагонов перевозчику.
Вместе с тем согласно материалам дела спорные платформы не принадлежат ответчику (перевозчику). Собственником платформы N 94372679 является Литва, платформ NN 94302353, 94505310, 94505468, 94505773 - Белоруссия.
Помимо этого необходимо также отметить, что ответчиком нарушен установленный законодательством порядок списания денежных средств в размере 1800608 руб. 69 коп. с лицевого счета истца в Свердловском ТехПД.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор об организации расчетов с предприятием от 30.12.2004 г. N ДЦФТО-Э-186/2004/1524, в соответствии с п. 2.5 которого списание денежных средств с лицевых счетов производится на основании первичных документов, свидетельствующих об оказанных ответчиком услугах, в том числе перевозочных документов, учетных карточек, актов общей формы и иных документов, с согласия истца. При этом согласием истца является подпись его представителя в первичных документах.
Штрафы списываются с лицевых счетов по накопительным карточкам, ведомостям подачи-уборки вагонов, при условии, что накопительная карточка и ведомость подачи-уборки вагонов подписана истцом (п. 2.7 договора об организации расчетов с предприятием от 30.12.2004 г. N ДЦФТО-Э-186/2004/1524).
Вместе с тем, ведомость подачи и уборки вагонов за период с 25.02.2007г. по 04.04.2007 г. N 43125 и акт общей формы от 04.04.2007 г. N 7172, на основании которых ответчиком произведено списание средств с лицевого счета в ТехПД, истцом не подписаны, следовательно, истец не давал своего согласия на списание денежных средств.
На основании изложенного, поскольку ведомость подачи и уборки вагонов за период с 25.02.2007 г. по 04.04.2007 г. N 43125 и акт общей формы от 04.04.2007 г. N 7172 не подписаны истцом, указанные первичные документы не дают ответчику право на списание денежных средств в сумме 1800608 руб. 69 коп. с лицевого счета истца в ТехПД в безакцептном порядке.
Также следует отметить, что деятельность ТехПД регулируется Типовым технологическим процессом товарных контор станций и технологических центров отделений железных дорог по обработке перевозочных документов, утвержденным Министерством путей сообщения Российской Федерации 17.11.1993 г. (далее - Типовой технологический процесс), Положением о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденном 25.03.1994 г. Центральным банком Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации.
Согласно п. 6.11 Типового технологического процесса документы на штрафы и сборы, не подписанные грузоотправителем (грузополучателем), направляются в отделение железной дороги для взыскания сумм штрафа в претензионном порядке.
Между тем, согласно материалам дела списание с лицевого счета истца в ТехПД денежных средств в сумме 1800608 руб. 69 коп. произведено ответчиком без предъявления соответствующей претензии.
Кроме этого в соответствии со ст. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Согласно п. 12 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках железнодорожным транспортом, утвержденных Министерством путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 43 установленные законодательством штрафы взыскиваются в исковом порядке.
Таким образом, списание с лицевого счета в ТехПД истца суммы штрафа в безакцептном порядке совершено ответчиком в нарушение установленного действующим законодательством и заключенным между сторонами договором об организации расчетов с предприятием от 30.12.2004 г. N ДЦФТО-Э-186/2004/1524 порядке.
На основании изложенного, поскольку задержка под погрузкой платформ NN 94372679, 94302353, 94505310, 94505468, 94505773 на железнодорожных путях необщего пользования произошла по причинам, не зависящим от истца, спорные платформы не принадлежат ответчику на праве собственности, списание денежных средств с лицевого счета истца в ТехПД в безакцептном порядке произведено ответчиком с нарушением порядка, установленного договором об организации расчетов с предприятием от 30.12.2004 г. N ДЦФТО-Э-186/2004/1524 и действующим законодательством, списание ответчиком с лицевого счета истца в ТехПД платы в размере 8608 руб. 69 коп. за пользование указанными платформами и штрафа в размере 1792000 руб. 00 коп. за задержку названных платформ на путях необщего пользования истца в спорный период является необоснованным.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу истца на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 110, 167-171, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Обязать открытое акционерное общество "Российская железная дорога" в лице Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" восстановить на лицевом счете (коде) 5616577 общества с ограниченной ответственностью "Пермнефтегазпереработка" в Свердловском ТехПД запись на сумму 1800608 руб. 69 коп.
3. Взыскать с открытого акционерного общества "Российская железная дорога" в лице Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Пермнефтегазпереработка" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 20503 руб. 04 коп.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
6. В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 января 2008 г. N А60-31033/07-С3
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2008 г. N Ф09-4168/08-С5 настоящее решение оставлено без изменения