Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 апреля 2010 г. N Ф09-6333/09-С4 по делу N А07-4688/2009
Дело N А07-4688/2009
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N ВАС-13495/09
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N ВАС-13495/09
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2009 г. N ВАС-13495/09
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 октября 2009 г. N ВАС-13495/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лиходумовой С.Н., судей Азанова П.А., Сердитовой Е.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района "Бирский район" Республики Башкортостан (далее -администрация района) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 по делу N А07-4688/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан по иску прокуратуры Республики Башкортостан к администрации района, администрации городского поселения "Город Бирск" (далее - администрация городского поселения), Никитину Александру Сергеевичу, межмуниципальному обществу с ограниченной ответственностью "Водоканалстройсервис" (далее - общество "Водоканалстройсервис", межмуниципальное общество), третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 35 по Республике Башкортостан, о признании недействительной (ничтожной) сделки, недействительной регистрации записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли. Прокуратура Республики Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к администрации района, администрации городского поселения, Никитину А.С., обществу "Водоканалстройсервис" с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 35 по Республике Башкортостан (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными п. 1.2 учредительного договора от 03.09.2008 о создании общества "Водоканалстройсервис" в части включения в состав учредителей гражданина Никитина Александра Сергеевича; подп. 3 п. 5.2 даннго учредительного договора об определении 75% размера доли Никитина А.С. в уставном капитале названного общества, номинальной стоимостью 300 000 руб., подлежащих внесению в денежной форме; подп. 3 п. 1.2 разд. 1 "Общие положения" Устава общества "Водоканалстройсервис" в новой редакции от 03.09.2008 в части включения Никитина А.С. в состав учредителей; п. 4.1 разд. 4 "Уставный капитал" данного Устава в новой редакции от 03.09.2008 в части установления номинальной стоимости доли Никитина А.С. в уставном капитале в размере 300 000 руб., что составляет 75% уставного капитала; признании недействительной государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц записи от 15.09.2009 N 2080257012933 о внесении изменений в учредительные документы общества "Водоканалстройсервис" в части включения записи об учредителе Никитине А.С. и определения его вклада в уставный капитал общества в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.11.2009 иск удовлетворен частично: признаны недействительными п. 1.2 учредительного договора от 03.09.2008 о создании общества "Водоканалстройсервис" в части включения в состав его учредителей Никитина А.С. 07.03.1983 г.р.; подп. 3 п. 5.2 данного учредительного договора об определении 75% размера доли Никитина А.С. в уставном капитале межмуниципального общества номинальной стоимостью 300 000 руб., подлежащих внесению в денежной сумме; подп. 3 п. 1.2 разд. 1 "Общие положения" устава общества "Водоканалстройсервис" в новой редакции от 03.09.2008 в части участия Никитина А.С. в составе учредителей общества "Водоканалстройсервис"; п. 4.1 разд.4 "Уставный капитал" Устава общества "Водоканалстройсервис" в новой редакции от 03.09.2008 в части установления номинальной стоимости доли Никитина А.С. в уставном капитале общества в размере 300 000 руб., что составляет 75% уставного капитала. В остальной части иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 решение суда первой инстанции от 09.11.2009 в части признания недействительными п. 1.2 учредительного договора от 03.09.2008 о создании общества "Водоканалстройсервис" в части включения в состав его учредителей Никитина А.С. 07.03.1983 г.р.; подп. 3 п. 5.2 учредительного договора от 03.09.2008 об определении 75% размера доли Никитина А.С. в уставном капитале общества "Водоканалстройсервис" номинальной стоимостью 300 000 руб., подлежащих внесению в денежной сумме; подп. 3 п. 1.2 разд. 1 "Общие положения" Устава общества "Водоканалстройсервис" в новой редакции от 03.09.2008 в части включения Никитина А.С. в состав учредителей указанного общества; п. 4.1 разд. 4 "Уставный капитал" Устава общества "Водоканалстройсервис" в новой редакции от 03.09.2008 в части установления номинальной стоимости доли Никитина А.С. в уставном капитале общества в размере 300 000 руб., что составляет 75% уставного капитала, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация района просит постановление суда апелляционной инстанции отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применением судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств по делу. Заявитель кассационной жалобы отмечает, что в соответствии со ст. 26 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 6.2.9 Устава общества "Водоканалстройсервис" муниципальные образования - муниципальный район "Бирский район" Республики Башкортостан и городское поселение "Город Бирск" муниципального района "Бирский район" Республики Башкортостан вышли из состава участников межмуниципального общества, что подтверждается решениями Совета муниципального района "Бирский район" Республики Башкортостан от 18.12.2009 N 340 и Совета городского поселения "Город Бирск" муниципального района "Бирский район" Республики Башкортостан от 18.12.2009 N 63. Следовательно, по мнению заявителя, предмет спора на момент рассмотрения дела отсутствовал.
Прокуратура Республики Башкортостан в письменном отзыве на кассационную жалобу просит оставить постановление суда апелляционной инстанции от 19.01.2010 без изменения как законное и обоснованное, жалобу - без удовлетворения, полагая, что изложенные в ней доводы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом.
Как следует из материалов дела, межмуниципальное общество создано на основании решений Советов муниципального района "Бирский район" и городского поселения "Город Бирск" от 19.12.2007. Учредителями при создании общества являлись муниципальные образования: муниципальный район "Бирский район" с долей в уставном капитале в размере 60% и городское поселение "Город Бирск" с долей 40%.
На общем собрании 03.09.2008 учредителями межмуниципального общества принято решение о введении в состав учредителей общества физического лица -Никитина А.С., об увеличении уставного капитала за счет его вклада на сумму 300 000 руб. и принятии новой редакции Устава.
Между администрацией городского поселения, администрацией района и Никитиным А.С. 03.09.2008 заключен новый учредительный договор. Устав общества изложен в новой редакции от 03.09.2008.
В п. 4.1 новой редакции Устава определены доли в уставном капитале общества: администрация района - 15 %, администрация городского поселения -10%, Никитин А.С. - 75 %.
В связи с изменением состава учредителей межмуниципального общества 15.09.2008 внесены изменения в единый государственный реестр юридических лиц.
Полагая, что введение в состав учредителей межмуниципального общества физического лица противоречит целям деятельности общества, не соответствует требованиям ст. 68 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и прикрывает сделку приватизации муниципального имущества, совершенную способом, не предусмотренным ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", прокуратура Республики Башкортостан обратилась в арбитражный суд с иском, в котором просит признать на основании ст. 168, п. 2 ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительными учредительный договор о создании межмуниципального общества от 03.09.2008, заключенный между администрацией района, администрацией городского поселения, Никитиным А.С, и Устав межмуниципального общества от 03.09.2008 в части включения Никитина А.С. в состав учредителей, а также признать недействительной регистрацию записи от 15.09.2008 о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц о создании межмуниципального общества в части включения Никитина А.С. в состав его учредителей.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.04.2009 (судья Гареева Л.Ш.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.08.2009 (судьи Лиходумова С.Н., Мальцева Т.С., Матанцев И.В.) решение суда от 30.04.2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Частично удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции при новом рассмотрении и принятии решения от 09.11.2009 руководствовался положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми право учреждать межмуниципальные хозяйственные общества для совместного решения вопросов местного значения предоставлено только представительным органам муниципального образования.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительной записи от 15.09.2008 N 2080257012933 о государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц изменений, внесенных в учредительные документы общества "Водоканалстройсервис", в части включения в качестве учредителя Никитина А.С. и определения его вклада в уставном капитале общества в размере 300 000 руб., суд первой инстанции пришел к выводу, что данное требование предъявлено к ненадлежащим ответчикам, поскольку последние оспариваемую запись в единый государственный реестр юридических лиц не вносили, между тем Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 35 по Республике Башкортостан привлечена к участию в деле только в качестве третьего лица, что исключает возможность удовлетворения заявленного требования.
В части отказа в удовлетворении заявленных требований решение суда первой инстанции не обжаловалось в суде апелляционной инстанции.
Оставляя в силе решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно ст. 68 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для решения совместных хозяйственных вопросов органы местного самоуправления имеют право учреждать межмуниципальные организации в форме межмуниципальных хозяйственных обществ.
В соответствии со ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации под хозяйственными обществами понимаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено только две формы межмуниципальных хозяйственных обществ: закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Данный перечень является исчерпывающим.
По общему правилу государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом (ч. 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае ст. 68 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливается исключение из общего правила.
Право на создание межмуниципальных хозяйственных обществ закреплено именно за представительным органом муниципального образования, занимающим особое место в системе органов местного самоуправления и обладающим исключительной компетенцией.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 68 содержит отсылочные нормы к Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам, регламентирующим процедуру создания, регистрации, деятельности и ликвидации межмуниципальных хозяйственных обществ.
Таким образом, правовое положение межмуниципального общества с ограниченной ответственностью определяется нормами гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" с учетом того, что учредителями таких хозяйственных обществ могут выступать только представительные органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительными положения Устава и учредительного договора общества "Водоканалстройсервис" в части включения в состав учредителя данного общества гражданина Никитина А.С., определения размера его доли в уставном капитале номинальной стоимостью 300 000 руб. (75%) и участие Никитина А.С. в составе учредителей межмуниципального общества с ограниченной ответственностью.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, представленные доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в соответствии со ст. 26 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 6.2.9 Устава общества "Водоканалстройсервис" муниципальные образования -муниципальный район "Бирский район" Республики Башкортостан и городское поселение "Город Бирск" муниципального района "Бирский район" Республики Башкортостан вышли из состава участников общества "Водоканалстройсервис", что подтверждается решениями Совета муниципального района "Бирский район" Республики Башкортостан от 18.12.2009 N 340 и Совета городского поселения "Город Бирск" муниципального района "Бирский район" Республики Башкортостан от 18.12.2009 N 63, следовательно, предмет спора на момент рассмотрения дела отсутствовал, отклоняется как не подтвержденный материалами дела. Приложенные к кассационной жалобе копии указанных документов, на которые ссылается заявитель, судом кассационной инстанции не принимаются во внимание, поскольку в суд апелляционной инстанции не представлялись. Суд кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность судебных актов на основе имеющихся в деле доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов, в связи чем не вправе принимать дополнительные доказательства и основывать на них свои выводы.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции является законным, отмене не подлежит. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 по делу N А07-4688/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района "Бирский район" Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Относительно состава учредителей межмуниципального ООО суд округа дал следующие разъяснения.
По общему правилу органы власти не имеют право выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Исключение из этого правила установлено Законом об общих принципах организации местного самоуправления. Для решения совместных хозяйственных вопросов местные органы власти вправе учреждать межмуниципальные организации в форме межмуниципальных хозяйственных обществ. При этом закреплены только две формы таких обществ: ЗАО и ООО. Данный перечень является исчерпывающим.
Правовое положение межмуниципального ООО определяется нормами ГК РФ и положениями Закона об ООО с учетом того, что учредителями таких обществ могут выступать только представительные органы местного самоуправления. Право на их создание закреплено именно за представительным органом, поскольку он занимает особое место в системе органов муниципальной власти и обладает исключительной компетенцией.
В рассматриваемом случае в нарушение указанных требований в состав учредителей межмуниципального ООО было включено физлицо.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2010 г. N Ф09-6333/09-С4 по делу N А07-4688/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника