Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 октября 2007 г. N Ф09-8789/07-С4
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2005 г. N Ф09-3501/04-С4
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2005 г. N Ф09-3501/04-С4
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 мая 2005 г. N Ф09-1901/05-С1
См. также Постановление Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2005 г. N А60-34460/2004-С9
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 декабря 2004 г. N Ф09-3501/04ГК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2004 г. N Ф09-3501/04ГК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2004 г. N Ф09-3501/04ГК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2004 г. N Ф09-3501/04ГК
См. также Постановление Арбитражного суда Свердловской области от 21 июля 2004 г. N А60-30281/2003-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Артемовскому (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.05.2007 по делу N А60-4924/07-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2007 по указанному делу по заявлению муниципального унитарного торгового предприятия "Мария" (далее - предприятие) к инспекции о признании недействительным ненормативного правового акта.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции Гасникова Е.В. (доверенность от 12.02.2007 N 07-1).
Представители предприятия, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Предприятие в лице председателя ликвидационной комиссии обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции, в котором просит признать недействительным уведомление инспекции от 30.12.2006 N 02-12-8033@ об оставлении без рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением суда от 16.05.2007 заявление удовлетворено, уведомление инспекции от 30.12.2006 N 02-12-8033@ об оставлении без рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, признано недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы считает, что, поскольку по установленной форме предприятие не представляло в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации, в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - государственный реестр) не содержалось записи о государственной регистрации ликвидации предприятия, статус предприятия после прекращения производства по делу о его банкротстве, то есть после 16.08.2005 определяется как "действующее предприятие", соответствующие записи в государственный реестр об изменении статуса предприятия как находящегося в стадии ликвидации были внесены 08.12.2005 на основании представленных по установленной форме уведомлений о принятии решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии предприятия, при направлении уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса в нарушение требований п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации председателем ликвидационной комиссии не были представлены доказательства осуществления в органе печати - Вестнике государственной регистрации - публикации о ликвидации предприятия.
Как следует из материалов дела, 26.12.2006 предприятие представило инспекции для государственной регистрации документы: заявление о государственной регистрации предприятия в связи с его ликвидацией по форме Р16001, решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа от 22.12.2006 N 250, ликвидационный бухгалтерский баланс на 30.11.2006, платежное поручение от 28.11.2006 N 90 на сумму 400 руб.
Инспекцией в адрес ликвидационной комиссии предприятия было направлено уведомление от 30.12.2006 N 02-12-8033@ об оставлении без рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, со ссылкой на отсутствие доказательств направления объявления о ликвидации предприятия в журнал "Вестник государственной регистрации", а также на то, что процедура ликвидации предприятия будет произведена после представления соответствующих документов, в том числе уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Полагая, что данное уведомление принято инспекцией незаконно, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, указывая на то, что Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрена возможность оставления документов без рассмотрения, предприятием для государственной регистрации представлены все необходимые документы, информационное сообщение о принятом решении о ликвидации предприятия было опубликовано в газете "Артемовский рабочий" от 31.07.2003 N 31, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р 15003 было направлено в инспекцию 30.05.2006.
Суды удовлетворили заявление предприятия и признали недействительным уведомление от 30.12.2006 N 02-12-8033@ об оставлении без рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, исходя из того, что Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не устанавливает случаи оставления документов без рассмотрения, ликвидационной комиссией поэтапно совершены все действия, необходимые для ликвидации юридического лица, в соответствии с требованиями, установленными ст. 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Судами установлено, что постановлением главы муниципального образования "Артемовский район" от 01.07.2003 N 677 принято решение о ликвидации предприятия и создании ликвидационной комиссии.
Учредителем предприятия - Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования "Артемовский район" - и заместителем председателя ликвидационной комиссии в Инспекцию МНС России по г. Артемовскому были направлены уведомления от 09.07.2003 N 18/695 и от 11.07.2003 N 65 о принятом решении о ликвидации предприятия с приложением постановления главы муниципального образования "Артемовский район" от 01.07.2003 N 677, которые получены инспекцией соответственно 10.07.2003 и 16.07.2003.
Сообщение о принятии решения о ликвидации предприятия было опубликовано ликвидационной комиссией в газете "Артемовский рабочий" от 31.07.2003 N 31 с указанием двухмесячного срока принятия претензий кредиторов.
После окончания срока принятия претензий кредиторов (с 01.08.2003 по 30.09.2003) ликвидационной комиссией был составлен реестр кредиторов предприятия.
Ликвидационная комиссия обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия несостоятельным (банкротом).
Решением суда от 08.04.2004 по делу N А60-30281/03-С4 предприятие признано несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 16.08.2005 производство по делу N А60-30281/03-С4 о признании предприятия несостоятельным (банкротом) прекращено на основании п. 1 ст. 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с удовлетворением всех требований кредиторов.
Инспекцией 08.12.2005 в государственный реестр были внесены записи о принятии решения о ликвидации предприятия и о формировании ликвидационной комиссии (свидетельства серии 66 N 000299246 и N 000299247).
Промежуточный ликвидационный баланс предприятия был составлен по состоянию на 31.12.2005 и утвержден решением учредителя от 22.05.2006 N 84. Уведомление по форме N Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса с бухгалтерским балансом по состоянию на 31.12.2005 и решение учредителя от 22.05.2006 N 84 направлены ликвидационной комиссией в адрес регистрирующего органа и получены последним 02.06.2006.
Произведя расчеты со всеми кредиторами, ликвидационная комиссия направила пакет документов в инспекцию для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Проанализировав имеющиеся в деле документы, суды пришли к правильному выводу о том, что предприятием совершены все действия, необходимые для ликвидации юридического лица, в соответствии с требованиями, установленными ст. 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (в заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях); ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пакет документов, представленных для государственной регистрации в связи ликвидацией предприятия, суды обоснованно указали на то, что ликвидационной комиссией были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу ст. 8, 22, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган по результатам рассмотрения заявления и документов, приложенных к нему, обязан либо зарегистрировать юридическое лицо в связи с его ликвидацией, либо отказать в государственной регистрации. Данным Законом не предусмотрено право регистрирующего органа на оставление заявления без рассмотрения.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление предприятия и признали уведомление инспекции от 30.12.2006 N 02-12-8033@ об оставлении без рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, недействительным.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что статус предприятия после прекращения производства по делу о его банкротстве (после 16.08.2005) определяется как "действующее предприятие", в связи с чем ликвидационная комиссия при направлении уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса в соответствии с требованиями п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации должна была представить доказательства осуществления в органе печати - Вестнике государственной регистрации - публикации о принятии решения о ликвидации предприятия, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Судами обоснованно указано на то, что ликвидация предприятия началась с 01.07.2003 до процедуры банкротства, соответственно после ее прекращения процедура добровольной ликвидации была продолжена; на момент принятия решения о ликвидации журнал "Вестник государственной регистрации" не был учрежден, официальным органом печати муниципального образования "Артемовский район" являлась газета "Артемовский рабочий", в котором и было дано информационное сообщение о принятом решении о ликвидации предприятия в соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации; повторное опубликование сообщения нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Названные доводы фактически направлены на переоценку выводов судов относительно установленных обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.05.2007 по делу N А60-4924/07-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2007 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Артемовскому - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что статус предприятия после прекращения производства по делу о его банкротстве (после 16.08.2005) определяется как "действующее предприятие", в связи с чем ликвидационная комиссия при направлении уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса в соответствии с требованиями п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации должна была представить доказательства осуществления в органе печати - Вестнике государственной регистрации - публикации о принятии решения о ликвидации предприятия, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Судами обоснованно указано на то, что ликвидация предприятия началась с 01.07.2003 до процедуры банкротства, соответственно после ее прекращения процедура добровольной ликвидации была продолжена; на момент принятия решения о ликвидации журнал "Вестник государственной регистрации" не был учрежден, официальным органом печати муниципального образования "Артемовский район" являлась газета "Артемовский рабочий", в котором и было дано информационное сообщение о принятом решении о ликвидации предприятия в соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации; повторное опубликование сообщения нормативными правовыми актами не предусмотрено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 октября 2007 г. N Ф09-8789/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника