Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 октября 2007 г. N Ф09-1313/06-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (далее - ФНС России) на определение Арбитражного суда Пермского края от 26.04.2007 о включении требований ФНС России в реестр требований кредиторов по делу N А50-35165/2005-Б и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 по тому же делу о признании закрытого акционерного общества "Инокар" (далее - ЗАО "Инокар") несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании принял участие представитель ФНС России - Верхоланцев В.Р. (доверенность от 14.02.2007 N 52).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ЗАО "Инокар" ее требований об уплате недоимки в сумме 7157409 руб., пеней в сумме 5356616 руб., штрафов в сумме 39316 руб. 20 коп. (с учетом уточнения размера требований).
Определением суда от 27.10.2006 в третью очередь реестра требований кредиторов включено требование ФНС России об уплате недоимки в сумме 6647831 руб. 70 коп., пеней и штрафов в сумме 5371985 руб. 09 коп. Производство по требованиям в сумме 509577 руб. 30 коп. (основной долг) и 23946 руб. 91 коп. (пени) прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2006 определение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа определение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 26.04.2007 в третью очередь реестра требований кредиторов включено требование ФНС России об уплате недоимки в сумме 2975177 руб., пеней и штрафов в сумме 3783512 руб. 54 коп. Производство по требованиям в сумме 509609 руб. (основной долг) и 3468 руб. (пени) прекращено. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 определение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ФНС России просит определение от 26.04.2007 и постановление от 02.08.2007 отменить в части отказа в удовлетворении ее требований в сумме 3672623 руб. (основной долг) и 1569636 руб. (пени), ссылаясь на соблюдение трехлетнего срока взыскания недоимки по налогам и задолженности по пеням, выявленных в результате проведения выездной налоговой проверки, который следует исчислять с 21.02.2006.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Пермского края от 26.09.2005 в отношении ЗАО "Инокар" введена процедура наблюдения, решением суда от 22.02.2006 ЗАО "Инокар" признано несостоятельным (банкротом).
Инспекцией ФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Инокар" по вопросам правильности исчисления налогов и сборов за период с 01.01.2002 по 31.12.2004. По результатам проверки составлен акт от 13.01.2006 N 186 дсп и вынесено решение о привлечении ЗАО "Инокар" к ответственности за совершение налоговых правонарушений от 16.02.2006 N 1930 дсп, согласно которому должнику начислены налоги в общей сумме 13402228 руб., пени в сумме 5327104 руб. 94 коп. и налоговые санкции в сумме 598419 руб. 60 коп., а также уменьшены на 6754396 руб. исчисленные в завышенных размерах суммы налогов.
На основании данного решения должнику направлено требование N 1380 об уплате налога по состоянию на 16.02.2006, содержащее сведения о недоимке
по налогу на добавленную стоимость в сумме 5661904 руб.;
по земельному налогу в сумме 55337 руб. 70 коп.;
по налогу на рекламу в сумме 22480 руб.;
по налогу на имущество предприятий в сумме 908110 руб.;
и задолженности по пеням в суммах соответственно по указанным налогам 4931251 руб. 09 коп., 30308 руб. 52 коп., 6796 руб. 30 коп., 358750 руб. 92 коп.
На основании решения от 16.02.2006 N 1930 дсп инспекцией также вынесены решения о взыскании налоговой санкции, направлены должнику требования об уплате налоговой санкции и вынесены постановления о взыскании налоговой санкции.
Неисполнение должником добровольно в установленные сроки требований об уплате налога послужило основанием для вынесения инспекцией решений о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика и в дальнейшем - решений о взыскании налога, сбора, а также пени за счет имущества налогоплательщика, которые, в свою очередь, послужили поводом для возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.
На основании ст. 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ФНС России предъявила к ЗАО "Инокар" требование об уплате недоимки, пеней и штрафов.
Рассмотрев заявление, суды обеих инстанций прекратили производство по заявлению в части требования об уплате недоимки в сумме 509609 руб. и пеней в сумме 3468 руб., поскольку срок их исполнения наступил в период с ноября 2005 г. по февраль 2006 г., то есть в период с даты введения в отношении ЗАО "Инокар" процедуры наблюдения и до признания его несостоятельным (банкротом). Данные требования ФНС России относятся к текущим платежам должника в соответствии со ст. 5 названного Федерального закона.
В отношении остальных сумм требований суды исходили из системного анализа подп. 8 п. 1 ст. 23, п. 8 ст. 78, п. 1 ст. 87, ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации и универсальности воли законодателя, выраженной в данных нормах права, о том, что окончательным сроком для взыскания недоимки по налогам и пеням является три года. Следовательно, в отношении взыскания недоимки и пеней, начисленных инспекцией ЗАО "Инокар" по результатам выездной налоговой проверки за 2002 г., срок взыскания истек и задолженность в суммах 3672623 руб. (основной долг) и 1569636 руб. (пени) не подлежит включению в реестр требований кредиторов.
В остальной части требования ФНС России признаны обоснованными, так как порядок и сроки взыскания задолженности соблюдены, суммы начисленных налогов, пеней и штрафов подтверждены вступившим в законную силу решением арбитражного суда.
Однако обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении требований ФНС России подлежат отмене, поскольку судами неправильно применены нормы материального права.
Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налогов, подлежащих уплате, и уплачивают их в бюджет (ст. 23, 45, 52 Налогового кодекса Российской Федерации). Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов осуществляют налоговые органы.
Глава 14 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает формы проведения налоговыми органами налогового контроля. Одной из таких форм является проведение налоговых проверок (камеральных и выездных).
Согласно ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Таким образом, законом ограничен период проведения налоговой проверки. Период, за который проводится выездная налоговая проверка, указывается в решении руководителя налогового органа о ее назначении. В случае, если в соответствии с таким решением назначена выездная налоговая проверка за три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, налоговый орган проверяет правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов налогоплательщиком за весь период проверки. Праву налоговых органов провести налоговую проверку налогоплательщика за три года соответствует обязанность налогоплательщика в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Поскольку налоговые органы наделены законом правом проводить налоговые проверки за три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, в течение этого срока они вправе осуществить контроль за правильностью исчисления налогов и сборов и в случае установления фактов неправильного исчисления налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет, начислить налогоплательщику соответствующие суммы налогов и сборов, а также пеней за их несвоевременную уплату.
Из материалов дела следует, что нарушений установленной законом процедуры проведения выездной налоговой проверки и оформления ее результатов инспекцией не допущено. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермской области от 09.06.2006 по делу N А50-8525/2006-А9 по заявлению ЗАО "Инокар" о признании недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений от 16.02.2006 N 1930 дсп данное решение признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, путем снижения начисленных инспекцией сумм налоговых санкций в два раза на основании ст. 114 названного Кодекса. В остальной части суд признал оспариваемое решение инспекции законным и обоснованным.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение налогоплательщиком требования об уплате налога в установленный в этом требовании срок является основанием для принудительного исполнения обязанности по уплате налогов путем обращения взыскания на денежные средства и в дальнейшем - на имущество налогоплательщика (ст. 46, 47 названного Кодекса).
Следовательно, процедура взыскания недоимки и пеней начинается с момента направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. При этом Налоговым кодексом Российской Федерации регламентированы процедура взыскания и соответствующие сроки, соблюдение которых и следует проверять арбитражному суду при рассмотрении заявлений ФНС России о включении в реестр требований кредиторов обязательств должника по уплате налогов, пеней и налоговых санкций.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что порядок и сроки взыскания налогов и пеней, начисленных инспекцией по результатам выездной налоговой проверки за период 2003-2004 гг., соблюдены.
Суммы начислений подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермской области от 09.06.2006 по делу N А50-8525/2006-А9.
Вместе с тем суммы налогов и пеней, начисленных ЗАО "Инокар" инспекцией за 2002 г., содержатся в том же, что и задолженность за 2003-2004 гг., требовании N 1380 об уплате налога по состоянию на 16.02.2006 и вынесенных на его основании решении о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика от 20.02.2006 N 184 и в дальнейшем - решении о взыскании налога, сбора, а также пени за счет имущества налогоплательщика от 21.02.2006 N 45 и постановлении от 21.02.2006 N 45, на основании которых постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.02.2006 N 6260-3/2006 возбуждено исполнительное производство.
Поскольку порядок и сроки взыскания задолженности за 2003-2004 гг. судами проверены и сделан вывод об их соблюдении, следует признать, что порядок и сроки взыскания задолженности, начисленной инспекцией ЗАО "Инокар" за 2002 г., ею также соблюдены. Таким образом, требование ФНС России об уплате должником недоимки в сумме 3672623 руб. и пеней в сумме 1569636 руб. является обоснованным и подлежит включению в реестр требований кредиторов. Оснований для отказа в удовлетворении данного требования у судов не имелось.
С учетом изложенного судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене, кассационная жалоба ФНС России - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 287-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Пермского края от 26.04.2007 по делу N А50-35165/2005-Б и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 по тому же делу отменить в части отказа во включении в реестр требований кредиторов закрытого акционерного общества "Инокар" требований Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми в сумме 3672623 руб. основного долга и 1569636 руб. пеней.
Включить требование Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми в реестр требований кредиторов закрытого акционерного общества "Инокар" в сумме 3672623 руб. основного долга и 1569636 руб. пеней.
В остальной части указанные определение и постановление суда апелляционной инстанции по данному делу оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение налогоплательщиком требования об уплате налога в установленный в этом требовании срок является основанием для принудительного исполнения обязанности по уплате налогов путем обращения взыскания на денежные средства и в дальнейшем - на имущество налогоплательщика (ст. 46, 47 названного Кодекса).
Следовательно, процедура взыскания недоимки и пеней начинается с момента направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. При этом Налоговым кодексом Российской Федерации регламентированы процедура взыскания и соответствующие сроки, соблюдение которых и следует проверять арбитражному суду при рассмотрении заявлений ФНС России о включении в реестр требований кредиторов обязательств должника по уплате налогов, пеней и налоговых санкций."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 октября 2007 г. N Ф09-1313/06-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника