Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 октября 2007 г. N Ф09-8767/07-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.07.2007 по делу N А07-8747/07.
В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Бельский ДОК" (далее - общество, налогоплательщик) - Рахимкулов К.К. (доверенность от 25.12.2006), Гареев Ф.Ф., директор.
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании частично недействительными требований инспекции об уплате налога, сбора, пеней, штрафа.
Решением суда от 24.07.2007 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными требование по состоянию на 12.03.2007 N 1098 в части предложения уплатить 48006 руб. 88 коп. пеней по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), требование по состоянию от 09.04.2007 N 5370 в части уплаты 33992 руб. 94 коп. пеней по НДС, требование по состоянию на 23.04.2007 N 5528 в части уплаты 47922 руб. 20 коп. пеней по НДС, требование по состоянию на 28.05.2007 N 7386 в части уплаты 125582 руб. 67 коп. пеней по НДС.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
Как следует из материалов дела, инспекция выставила в адрес общества оспариваемые требования, которыми предложила уплатить пени, начисленные за несвоевременную уплату НДС.
Общество, считая, что выставленные инспекцией требования в указанной части не соответствуют законодательству о налогах и сборах, поскольку не содержат сведения о сумме недоимки, на которую рассчитаны пени, и дату, начиная с которой производилось их исчисление, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд, придя к выводу о невозможности проверить обоснованность начисления пеней по НДС, удовлетворил заявленные требования.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с жалобой в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, в которой просит указанный судебный акт отменить. По мнению инспекции, нарушения при оформлении требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафа не могут являться безусловным основанием для признания его недействительным при наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате задолженности.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований к отмене обжалуемого судебного акта не нашел.
Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Сведения о данных, обязательных к указанию в требовании налогового органа, определены п. 4 ст. 69 Кодекса. При этом требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования и мерах, которые будут применены налоговым органом в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Неисполнение инспекцией положений, установленных ст. 69 Кодекса, нарушает права налогоплательщика, предусмотренные ст. 21 Кодекса, так как создает для него условия, когда он исходя из содержания требования об уплате налога не в состоянии четко определить, за какой налоговый период и за несвоевременную уплату какой суммы ему начислены пени, не имеет возможности проверить соблюдение налоговым органом сроков, установленных ст. 70 Кодекса, представить возражения по размеру истребованных сумм.
В случае пропуска сроков, предусмотренных законодательством о налогах и сборах для уплаты причитающихся сумм налогов, налогоплательщик согласно ст. 75 Кодекса должен уплатить пени, являющиеся компенсацией потерь бюджета. Пени исчисляются исходя из суммы недоимки по соответствующему налогу со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах днем уплаты этого налога.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемые требования в нарушение положений ст. 69 Кодекса не содержат сведений о размере недоимки по НДС, на которую начислены пени; дате, с которой начисляются пени, ставке пеней. Соответствующий расчет пеней инспекцией в материалы дела не представлен.
Арбитражный суд определениями от 04.07.2007, 10.07.2007 предложил инспекции документально подтвердить обоснованность выставления требований, провести сверку расчетов по задолженности, на которую начислены пени. Данные определения налоговый орган не исполнил, сверка не произведена.
При таких обстоятельствах вывод суда о недействительности оспариваемых требований инспекции в части предложения уплатить пени по НДС является правильным.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.07.2007 по делу N А07-8747/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Неисполнение инспекцией положений, установленных ст. 69 Кодекса, нарушает права налогоплательщика, предусмотренные ст. 21 Кодекса, так как создает для него условия, когда он исходя из содержания требования об уплате налога не в состоянии четко определить, за какой налоговый период и за несвоевременную уплату какой суммы ему начислены пени, не имеет возможности проверить соблюдение налоговым органом сроков, установленных ст. 70 Кодекса, представить возражения по размеру истребованных сумм.
В случае пропуска сроков, предусмотренных законодательством о налогах и сборах для уплаты причитающихся сумм налогов, налогоплательщик согласно ст. 75 Кодекса должен уплатить пени, являющиеся компенсацией потерь бюджета. Пени исчисляются исходя из суммы недоимки по соответствующему налогу со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах днем уплаты этого налога.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемые требования в нарушение положений ст. 69 Кодекса не содержат сведений о размере недоимки по НДС, на которую начислены пени; дате, с которой начисляются пени, ставке пеней. Соответствующий расчет пеней инспекцией в материалы дела не представлен."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2007 г. N Ф09-8767/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника