Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 октября 2007 г. N Ф09-8870/07-С2
См. также Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31 января 2007 г. N А47-7122/06АК-24
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.02.2007 по делу N А47-7122/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка товарищества собственников жилья "Дружба" (далее - товарищество, налогоплательщик), по результатам которой принято решение от 04.05.2006 N 15-34/21027 о доначислении налогоплательщику земельного налога за 2003-2004 гг., соответствующих пеней и штрафов по п. 2 ст. 119 и п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2004 г. и 1-3 кв. 2005 г., соответствующих пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса, а также штрафа по ст. 120 Кодекса.
По мнению налогового органа, товарищество занизило налоговую базу по НДС, не включив в нее стоимость оказанных им услуг (выполненных работ) по обеспечению надлежащего технического и санитарного состояния многоквартирных домов.
Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции.
Решением суда от 05.02.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2007 решение суда оставлено без изменения.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания неправомерным доначисления НДС, соответствующих пеней и штрафа, суды сослались на отсутствие у товарищества обязанности по уплате НДС по операциям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, а также эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества многоквартирных домов.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить в части начисления НДС по операциям, связанным с оказанием товариществом услуг (выполнением работ) по техническому обслуживанию и содержанию общего имущества многоквартирных домов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению инспекции, оказание вышеуказанных услуг (выполнение работ) является объектом обложения НДС.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Из толкования во взаимосвязи названных норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в рамках правоотношений, связанных с оказанием вышеуказанных услуг (выполнением работ), ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что товарищество заключало договоры о предоставлении коммунальных услуг, осуществляло эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирных домов в интересах и за счет их жильцов (членов ТСЖ).
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для доначисления товариществу НДС, пеней и штрафа соответствуют закону и установленным фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.02.2007 по делу N А47-7122/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 октября 2007 г. N Ф09-8870/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника