Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 31 октября 2007 г. N Ф09-8910/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Кунашакжилкомхоз" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.07.2007 по делу N А76-6410/07-53-293 по заявлению прокурора Челябинской области (далее - прокурор) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области (далее - инспекция) от 13.12.2005 N 1045 о государственной регистрации юридического лица, при участии заинтересованных лиц - общества, Управления экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района (далее - управление).
В судебном заседании принял участие представитель общества - Шакирова В.Х., директор (протокол учредительного собрания от 15.10.2005 N 1).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Прокурор обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, заинтересованные лица - общество и управление, о признании недействительным решения инспекции от 13.12.2005 N 1045 о государственной регистрации общества в качестве юридического лица.
Решением суда первой инстанции от 24.07.2007 (резолютивная часть от 06.07.2007) заявленное требование удовлетворено.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции нарушен установленный ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок изготовления решения в полном объеме. Заявитель кассационной жалобы также указывает на отсутствие нарушений закона и прав Кунашакского муниципального района при передаче муниципального имущества в уставный капитал общества.
Прокурор в отзыве на кассационную жалобу возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 13.12.2005 инспекцией принято решение N 1045 о государственной регистрации юридического лица при создании общества.
Согласно протоколу учредительного собрания от 15.10.2005 N 1 и уставу общества единственным учредителем созданного общества с ограниченной ответственностью является управление.
Уставный капитал общества в размере 10000 руб. полностью сформирован путем внесения в него управлением двух принтеров IP Laser Jet 1020Д4 (стоимостью 10196 руб.), приобретенных за счет средств местного бюджета и являющихся муниципальным имуществом.
Полагая, что решение инспекции от 13.12.2005 N 1045 о государственной регистрации юридического лица является незаконным, поскольку управление не имело права участвовать в качестве учредителя в создании общества, прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о признании названного решения инспекции недействительным. В качестве правового обоснования своего требования прокурор указал п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 70, 79, 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о недействительности решения инспекции о государственной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона (управление не вправе было выступать учредителем общества).
Данный вывод суда является правильным.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. В заявлении о государственной регистрации подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации.
В силу п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законом.
Из материалов дела (устава муниципального образования "Кунашакский район", решения Собрания депутатов Кунашакского муниципального района от 22.02.2006 N 17 "Об утверждении структуры администрации Кунашакского муниципального района", Положения об управлении) видно, что управление является структурным подразделением исполнительного органа местного самоуправления, осуществляющим функции управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Таким образом, управление не имело права выступать учредителем при создании общества, так как судом установлено, что общество создавалось не в процессе приватизации и является коммерческой организацией.
С учетом изложенного суд первой инстанции, установив нарушение прав и законных интересов муниципального образования "Кунашакский муниципальный район" вследствие незаконного (в нарушение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и вышеприведенных норм) внесения управлением в уставный капитал общества муниципального имущества, руководствуясь ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворил требование прокурора.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судом кассационной инстанции отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы, решение суда первой инстанции от 24.07.2007 является законным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.07.2007 по делу N А76-6410/07-53-293 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Кунашакжилкомхоз" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. В заявлении о государственной регистрации подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации.
В силу п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 октября 2007 г. N Ф09-8910/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника