Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 ноября 2007 г. N Ф09-8934/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.04.2007 по делу А07-2742/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Государственное учреждение "Производственно-технический центр Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - учреждение) заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 06.10.2006 N 67.
Решением суда первой инстанции от 10.04.2007 заявление учреждения удовлетворено. Решение инспекции признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами подп. 6 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в связи с тем, что учреждение, являясь юридическим лицом, не относится к федеральным органам исполнительной власти, освобожденным от уплаты транспортного налога.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что не является плательщиком транспортного налога.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки учреждения по вопросам правильности исчисления и уплаты транспортного налога за период с 12.07.2004 по 31.12.2005 составлен акт от 27.06.2006 N 25-Ю и принято решение от 06.10.2006 N 67 о доначислении транспортного налога в сумме 5369 руб. и пеней - в сумме 712 руб. 74 коп., привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 1074 руб.
Основанием для доначисления налога, пеней и штрафа послужили выводы налогового органа о неправомерном использовании учреждением льготы, предусмотренной подп. 6 п. 2 ст. 358 Кодекса, в отношении автомобиля Нисан Тиррано (государственный номер С 154 АХ 02).
Полагая, что решение налогового органа не соответствует закону и нарушает его права, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суды исходили из того, что учреждение не должно платить транспортный налог, поскольку является подразделением Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданным федеральным органом исполнительной власти, в котором согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" проходят службу лица рядового и начальствующего состава, которая является службой, аналогичной военной.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Согласно подп. 6 п. 2 ст. 358 Кодекса не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Налоговый орган полагает, что положения данной нормы касаются исключительно органов исполнительной власти, каковым учреждение не является.
Между тем, в указанной норме Кодекса речь идет не о субъекте налогообложения, а о транспортных средствах, не относящихся к объектам обложения транспортным налогом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях. Прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Исходя из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 N 17-П служба в органах Государственной противопожарной службы рассматривается как служба, аналогичная военной службе, так как представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и его граждан.
Согласно п. 1 и 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. Аналогичные задачи и функции учреждения закреплены в соответствующем Положении.
В целях применения ст. 358 Кодекса транспортными средствами, принадлежащими федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только транспортные средства, закрепленные за федеральным органом исполнительной власти, но и транспортные средства, находящиеся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Следовательно, транспортные средства, принадлежащие учреждению, в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 358 Кодекса не являются объектом обложения транспортным налогом.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.04.2007 по делу А07-2742/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 и 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. Аналогичные задачи и функции учреждения закреплены в соответствующем Положении.
В целях применения ст. 358 Кодекса транспортными средствами, принадлежащими федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только транспортные средства, закрепленные за федеральным органом исполнительной власти, но и транспортные средства, находящиеся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Следовательно, транспортные средства, принадлежащие учреждению, в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 358 Кодекса не являются объектом обложения транспортным налогом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2007 г. N Ф09-8934/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника