Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 ноября 2007 г. N Ф09-9148/07-С4
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 декабря 2007 г. N 17358/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Энергосбыт" на решение Арбитражного суда Курганской области от 11.04.2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2007 по делу N А34-7895/2006.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Энергосбыт" (далее - ОАО "Энергосбыт") - Занина И.А.(доверенность от 01.01.2007 N 9-07).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
ОАО "Энергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и Курганской области в лице Финансового управления Курганской области, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального учреждения "Управление социальной защиты населения администрации Каргапольского района Курганской области", о взыскании за счет казны Российской Федерации 136434 руб. 75 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением истцом в период август-сентябрь 2006 г. льгот по оплате потребленной энергии на основании Федеральных законов "О защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических репрессий". До вынесения решения истец в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчиков в счет возмещения убытков 10457 руб. 84 коп. (остаток налога на добавленную стоимость).
Решением суда от 11.04.2007 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2007 решение суда от 11.04.2007 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ОАО "Энергосбыт" просит указанные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами не применены подлежащие применению ст. 1, 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ (в редакции от 31.12.2005) "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, п. 3 Постановления N 42-1 Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, неправильно истолкованы п. 13 ст. 40, подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушена ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь на правомерность включения налога на добавленную стоимость в состав исковых требований.
Как следует из материалов дела, между МУ "Управление социальной защиты населения администрации Каргапольского района Курганской области" и ОАО "Энергосбыт" заключен договор от 28.06.2006 N 14/6, по условиям которого общество обязалось предоставлять льготы по оплате электрической энергии соответствующим категориям населения, на основании федеральных законов "О защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических репрессий", а МУ "Управление социальной защиты населения администрации Каргапольского района Курганской области" осуществлять работы по возмещению расходов ОАО "Энергосбыт" за предоставленные льготы.
Предоставив льготы по оплате электроэнергии льготным категориям граждан, истец предъявил счета-фактуры на сумму 136434 руб. 75 коп. в МУ "Управление социальной защиты населения администрации Каргапольского района Курганской области". Расходы, связанные с предоставлением льгот, были компенсированы истцу на сумму 125976 руб. 91 коп.
Полагая, что налог на добавленную стоимость подлежит включению в состав убытков, ОАО "Энергосбыт" обратилось в арбитражный суд с данным иском о взыскании с ответчиков 10457 руб. 84 коп. (остаток НДС) в счет возмещения убытков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды правомерно исходили из того, что в силу п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, объектом налогообложения не является, поскольку они не связаны с оплатой оказанных услуг.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно п. 13 ст. 40 названного Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Поскольку денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при применении установленных федеральным законом льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), они не учитываются при исчислении налоговой базы по НДС в порядке, определенном подп. 2 п. 1 ст. 162 названного Кодекса.
Следовательно, НДС подлежит уплате только с сумм, фактически полученных (подлежащих получению) от потребителя.
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС. Соответственно недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.
С учетом изложенного вывод судов о том, что в сумму убытков, возникших в результате недофинансирования расходов по предоставлению гражданам установленных законодательством льгот при реализации услуг, облагаемых НДС, и подлежащих возмещению из федерального бюджета, не включается НДС, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Отклоняются доводы ОАО "Энергосбыт" о неправильном применении и толковании судами норм материального права как противоречащие вышеприведенным положениям закона.
Доводы ОАО "Энергосбыт" о неправомерном возвращении ему госпошлины в сумме 4019 руб. 54 коп. из средств федерального бюджета, а не за счет средств ответчиков отклоняются, поскольку нарушений требований закона и прав истца судом не допущено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 11.04.2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2007 по делу N А34-7895/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Энергосбыт" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно п. 13 ст. 40 названного Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Поскольку денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при применении установленных федеральным законом льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), они не учитываются при исчислении налоговой базы по НДС в порядке, определенном подп. 2 п. 1 ст. 162 названного Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 ноября 2007 г. N Ф09-9148/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника