Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 ноября 2007 г. N Ф09-9051/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансово-казначейского комитета Администрации г. Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.07.2007 по делу N А34-2281/2007 по иску Курганского муниципального предприятия городского пассажирского транспорта к Финансово-казначейскому комитету Администрации г. Кургана, при участии в деле в качестве третьих лиц Главного управления социальной защиты населения Курганской области, муниципального учреждения "Центр социальной защиты населения г. Кургана", о взыскании убытков.
В судебном заседании приняли участие представители:
истца - Евреинов А.М. (доверенность от 28.06.2007);
ответчика - Резепина Е.С. (доверенность от 29.05.2007 N 342).
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Курганское муниципальное предприятие городского пассажирского транспорта обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к Финансово-казначейскому комитету Администрации г. Кургана, третьи лица - Главное управление социальной защиты населения Курганской области, муниципальное учреждение "Центр социальной защиты населения г. Кургана", о взыскании убытков, причиненных неисполнением обязанности по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда в городском пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в размере 3599943 руб. 40 коп.
До принятия решения истец в порядке п. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил частичный отказ от иска в сумме 83676 руб. 40 коп. и просил взыскать с ответчика убытки в размере 3516267 руб.
Определением от 31.07.2007 производство по иску Курганского муниципального предприятия городского пассажирского транспорта к Финансово-казначейскому комитету Администрации г. Кургана в части взыскания 83676 руб. 40 коп. прекращено.
Решением суда от 31.07.2007 иск удовлетворен. Взыскано с Финансово-казначейского комитета Администрации г. Кургана в пользу Курганского муниципального предприятия городского пассажирского транспорта 3516267 руб. убытков.
В суде апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Финансово-казначейский комитет Администрации г. Кургана просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на необоснованность выводов суда, неполное выяснение обстоятельств дела, нарушение положений п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, размер исковых требований рассчитан истцом произвольно, существенно завышен и не подтвержден надлежащими доказательствами.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит.
Как следует из материалов дела, 19.01.2005 Курганской городской Думой принято решение N 1 "О предоставлении права льготного проезда в муниципальном общественном транспорте некоторым категориям граждан, проживающих в г. Кургане". В частности, указанным решением на период с 01.01.2005 по 31.03.2005 предоставлено право бесплатного проезда в муниципальном общественном транспорте при наличии документов, удостоверяющих личность и право на льготы, ветеранам боевых действий и военнослужащим срочной службы. Обеспечение реализации предоставленного права поручено Курганскому муниципальному предприятию городского пассажирского транспорта. Вопрос о компенсации его расходов на проезд льготных категорий граждан решено рассмотреть по итогам исполнения бюджета г. Кургана за 1 квартал 2005 г.
Ссылаясь на то, что расходы, понесенные Курганским муниципальным предприятием городского пассажирского транспорта в связи с предоставлением ветеранам боевых действий и военнослужащим срочной службы права бесплатного проезда в период с 01.01.2005 по 31.03.2005, компенсированы не были, полагая, что неисполнение обязанности по компенсации этих расходов повлекло возникновение у него убытков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском на основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение потерпевшей стороне причиненных убытков является универсальной мерой гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия (в том числе ненадлежащее исполнение принятого на себя обязательства).
По общему правилу убытки подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих возникновение убытков у лица, право которого нарушено, причинную связь между понесенными убытками и действиями ответчика, а также размер убытков.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, льготы на проезд в муниципальном общественном транспорте и источник их финансирования (средства муниципального бюджета) установлены решением Курганской городской Думы N 1 от 19.01.2005.
В установленный период (с 01.01.2005 по 31.03.2005) истец осуществлял бесплатную перевозку льготных категорий граждан, в том числе ветеранов боевых действий и военнослужащих срочной службы, выставляя в адрес муниципального учреждения "Центр социальной защиты населения г. Кургана" счета-фактуры на компенсацию понесенных им расходов с приложением расчетов и подтверждающих их документов.
Согласно имеющемуся в деле акту сверки задолженности по льготам всех категорий граждан между муниципальным учреждением "Центр социальной защиты населения г. Кургана" и Курганским муниципальным предприятием городского пассажирского транспорта задолженность перед истцом по состоянию на 01.10.2005 составляла 3315717 руб. 59 коп. - по ветеранам боевых действий и 28225 руб. 81 коп. - по военнослужащим срочной службы.
В связи с тем что порядок финансирования расходов на предоставление льгот и выплаты соответствующей компенсации Курганскому муниципальному предприятию городского пассажирского транспорта названным решением Курганской городской Думы определен не был, расчет произведен истцом на основании решения Курганской городской Думы от 28.04.2004 N 51, которым установлено рекомендуемое расчетное количество поездок по льготным категориям граждан при формировании сумм бюджетного финансирования городского пассажирского транспорта общего пользования на 2005 г., а также справок военного коменданта и военного прокурора Курганского гарнизона, военного комиссара Курганской области, председателя Курганского гарнизонного военного суда, начальника Курганского пограничного института ФСБ РФ о количестве военнослужащих, проходивших срочную военную службу в г. Кургане на 01.01.2005, справок УВД, УФСБ, УИН, ГУ МЧС по Курганской области, военного комиссариата г. Кургана о количестве ветеранов боевых действий, проживающих в г. Кургане.
Платежным поручением N 1788 от 27.06.2007 Финансово-казначейским комитетом Администрации г. Кургана перечислено Курганскому муниципальному предприятию городского пассажирского транспорта в возмещение расходов на предоставление бесплатного проезда военнослужащим срочной службы 83676 руб. 40 коп. Доказательств погашения задолженности в ином размере в материалах дела не имеется.
Альтернативный расчет ответчиком либо третьими лицами не представлен.
При таких обстоятельствах, установив все имеющие существенное значение для разрешения данного спора обстоятельства, исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в сумме 3516267 руб.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что размер исковых требований рассчитан истцом произвольно, существенно завышен и не подтвержден надлежащими доказательствами, судом кассационной инстанции рассмотрены и отклонены как необоснованные.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции от 31.07.2007 является законным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 31.07.2007 по делу N А34-2281/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Финансово-казначейского комитета Администрации г. Кургана - без удовлетворения.
Взыскать с Финансово-казначейского комитета Администрации г. Кургана 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе в доход федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылаясь на то, что расходы, понесенные Курганским муниципальным предприятием городского пассажирского транспорта в связи с предоставлением ветеранам боевых действий и военнослужащим срочной службы права бесплатного проезда в период с 01.01.2005 по 31.03.2005, компенсированы не были, полагая, что неисполнение обязанности по компенсации этих расходов повлекло возникновение у него убытков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском на основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение потерпевшей стороне причиненных убытков является универсальной мерой гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия (в том числе ненадлежащее исполнение принятого на себя обязательства).
...
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 ноября 2007 г. N Ф09-9051/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника