Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 ноября 2007 г. N Ф09-9332/07-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Оренбургской области (далее - Военкомат) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.11.2006 по делу N А47-9121/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие:
предприниматель Сорокин Михаил Владимирович (свидетельство от 26.04.2002 серии 56 N 000550544), его представитель - Дударь А.Д. (доверенность от 07.10.2006 N 12512);
представитель Военкомата - Аникина Е.А. (доверенность от 09.11.2007), Алейников Б.Н. (доверенность от 24.07.2007 N РПО/7431/1).
Предприниматель Сорокин М.В. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Военкомату о взыскании 1866385 руб. компенсации на возмещение затрат по изготовлению и установке памятников для лиц, родственники которых имеют право на их установку за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Решением суда от 09.11.2006 (резолютивная часть от 02.11.2007) с Военкомата в пользу предпринимателя Сорокина М.В. взыскано 1866385 руб. основного долга.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Военкомат просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 10, 382-392, 730, 735 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 82, 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 10 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Указа Президента Российской Федерации от 22.01.2006 N 37 "Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества", указаний Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 27.01.2003 N 315/11/420, п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 в редакции постановления от 01.10.2002 N 721, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает на то, что судами не дана надлежащая оценка доводу о том, что Минобороны России не вправе осуществлять контроль за расходованием бюджетных денежных средств, выделяемых на увековечивание памяти погибших (умерших) военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Как установлено судами, предприниматель Сорокин М.В. во исполнение заключенных с гражданами (заказчиками) договоров подряда осуществлял изготовление и установку надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны.
В соответствии с п. 2.2.4 договоров в счет оплаты выполненных работ заказчик, имеющий право на льготу, доверяет исполнителю получение от его имени денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации для возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника на месте погребения.
По расчету истца его расходы на изготовление и установку надгробных памятников составили 1866385 руб. Поскольку Военкомат не возместил указанные расходы, предприниматель Сорокин М.В. обратился с иском в суд.
Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Аналогичное положение содержится в ст. 24 Федерального закона "О ветеранах".
В силу п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 721) на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Во исполнение данного постановления Министерство обороны Российской Федерации приказом от 05.11.2000 N 500 утвердило Инструкцию о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников.
В соответствии с п. 41 указанной Инструкции оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти граждан, указанных в п. 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета погибших (умерших) за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.
Этой же нормой устанавливается перечень необходимых для производства оплаты документов, в том числе счета, квитанции к приходному ордеру или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника.
После оплаты изготовления и установки надгробных памятников подлинные экземпляры документов возвращаются родственникам.
Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших.
Расходы истца по изготовлению и установке памятников подтверждаются представленными в дело доказательствами (заявлениями граждан, договорами, квитанциями, актами приема-сдачи выполненных работ, справками о месте захоронения, свидетельствами о смерти) и не превышают норм расходов денежных средств на изготовление и установку надгробных памятников, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.11.2000 N 500.
Руководствуясь указанными нормами, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что при погребении погибших (умерших) военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военной службы, инвалидов войны гарантируется оплата расходов в связи с оказанием похоронных услуг по погребению, возмещение которых осуществляется за счет Министерства обороны Российской Федерации.
Учитывая изложенное и то, что истец надлежащим образом выполнил свои обязательства, не превысил норму расходов, доказательства некачественности проведенных работ в материалы дела не представлены, суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы Военкомата об оплате родственниками умерших стоимости оказанных услуг по изготовлению и установке надгробных памятников истцу и после этого о самостоятельном представлении документов для возмещения названных затрат, ввиду компенсационного характера расходов, противоречат установленным взаимоотношениям Министерства обороны Российской Федерации с закрытым акционерным обществом "Военно-мемориальная компания", которое также осуществляет деятельность по изготовлению и установке надгробных памятников. Действия истца, направленные на возмещение расходов, связанных с оказанием услуг по изготовлению и установке надгробных памятников умершим участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны, аналогичны указанному порядку.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, в том числе относительно нарушения параметров и требований к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, завышения расходов, были предметом исследования судов и обоснованно отклонены ими, оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений судами норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.11.2006 по делу N А47-9121/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 41 указанной Инструкции оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти граждан, указанных в п. 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета погибших (умерших) за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.
Этой же нормой устанавливается перечень необходимых для производства оплаты документов, в том числе счета, квитанции к приходному ордеру или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника.
...
Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших.
Расходы истца по изготовлению и установке памятников подтверждаются представленными в дело доказательствами (заявлениями граждан, договорами, квитанциями, актами приема-сдачи выполненных работ, справками о месте захоронения, свидетельствами о смерти) и не превышают норм расходов денежных средств на изготовление и установку надгробных памятников, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.11.2000 N 500."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 ноября 2007 г. N Ф09-9332/07-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника