Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 ноября 2007 г. N Ф09-9635/07
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 февраля 2008 г. N 1665/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лиходумовой С.Н.,
судей Дядченко Л.В., Мальцевой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Банно-прачечное хозяйство" (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.07.2007 по делу N А71-3655/2007-А28 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2007 по указанному делу по заявлению предприятия к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Удмуртской Республике (далее - инспекция) о признании недействительным решения инспекции.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия - Лусникова О.П. (доверенность от 01.09.2007);
инспекции - Ситарцев И.А. (доверенность от 15.01.2007 N 5).
Предприятие в лице председателя ликвидационной комиссии обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к инспекции, в котором просит признать недействительным решение инспекции от 08.05.2007 об отказе в государственной регистрации юридического лица ввиду непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов и обязать инспекцию осуществить государственную регистрацию предприятия в связи с его ликвидацией.
Решением суда от 11.07.2007 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, общий порядок исполнения обязанности по уплате налогов, предусмотренный ст. 45-47 Налогового кодекса Российской Федерации, не применяется, если предприятие находится в процессе ликвидации, налоговые органы должны соблюдать порядок предъявления требований, предусмотренный ст. 63-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование налогового органа об уплате налога от 15.01.2007 N 3 получено предприятием 29.01.2007, то есть за пределами установленного срока для предъявления кредиторами своих требований, и в связи с отсутствием у предприятия имущества считается погашенным; для регистрации были представлены все необходимые документы, в том числе и ликвидационный баланс, составленный с учетом поступивших требований кредиторов.
Порядок ликвидации юридического лица определен ст. 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым добровольная ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возможна, если оно в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае, если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в судебном порядке.
В силу ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами.
В соответствии со ст. 21 Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации предприятия в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган должен быть представлен определенный пакет документов, в том числе ликвидационный баланс.
Согласно ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, администрацией муниципального образования "Город Глазов" принято постановление от 11.09.2006 N 1/71 о ликвидации предприятия и утверждении ликвидационной комиссии.
В Единый государственный реестр юридических лиц 15.09.2006 внесены записи о принятии решения о ликвидации предприятия и о формировании ликвидационной комиссии (свидетельства серии 18 N 002464044, N 002464041).
Сообщение о ликвидации предприятия и предъявлении требований кредиторов в течение 2-х месяцев с момента публикации опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 11.10.2006 N 40(91).
Предприятие направило в инспекцию уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и сам промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 11.12.2006, утвержденный главой администрации муниципального образования "Город Глазов".
Инспекцией 20.12.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (свидетельство серии 18 N 002464482).
В период ликвидации на предприятии была проведена налоговая выездная проверка и составлен соответствующий акт от 14.11.2006, на основании которого инспекцией принято решение от 18.12.2006 N 67ДСП о привлечении предприятия к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 128136 руб. за неуплату сумм налогов в результате занижения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, в котором предприятию предложено уплатить штраф в сумме 128136 руб., неуплаченный за сентябрь 2006 г. налог на добавленную стоимость в сумме 640678 руб., не уплаченный авансовый платеж по налогу на имущество организаций в сумме 72970 руб., пени в сумме 14194 руб. 53 коп. и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2007 по делу N А71-1446/2007 решение инспекции от 18.12.2006 N 67ДСП в части доначисления за сентябрь 2006 г. налога на добавленную стоимость в сумме 640678 руб., пени в сумме 13177 руб. 73 коп. и взыскания штрафа в сумме 128136 руб. (всего 781991 руб. 73 коп.) признано законным и обоснованным.
Предприятие 03.05.2007 представило в инспекцию заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, платежное поручение о перечислении государственной пошлины, ликвидационный баланс по состоянию на 03.05.2007, составленный ликвидационной комиссией и утвержденный первым заместителем главы администрации муниципального образования "Город Глазов".
Решением инспекции от 08.05.2007 предприятию отказано в государственной регистрации ввиду непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов со ссылкой на то, что представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения (в ликвидационном балансе отсутствовали сведения о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет).
Не согласившись с указанным решением, предприятие в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды отказали в удовлетворении заявления, исходя из того что представленный на регистрацию ликвидационный баланс не соответствовал сведениям, имеющимся у налогового органа, об уплате обязательных платежей в бюджет; представление недостоверного ликвидационного бухгалтерского баланса правомерно расценено налоговым органом как непредставление ликвидационного бухгалтерского баланса, что является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии со ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; наличие непогашенной задолженности по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2006 г. в сумме 640648 руб. подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2007 по делу N А71-1446/2007, процесс ликвидации в порядке, предусмотренном ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, не завершен.
Выводы судов являются правильными.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в сроки, установленные налоговым законодательством.
При этом в силу требований подп. 3, 4 п. 1 ст. 23 указанного Кодекса в обязанности налогоплательщика входит ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, а также представление в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Из ликвидационного баланса, основанного на данных бухгалтерского и налогового учета предприятия, представленного им в регистрирующий орган, следует, что по состоянию на 03.05.2007 у предприятия отсутствует задолженность по уплате обязательных платежей.
Судами установлено, что отсутствие у предприятия кредиторской задолженности по уплате налогов в бюджет на момент подачи им заявления о ликвидации опровергается решением инспекции от 18.12.2006 N 67ДСП, решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2007 по делу N А71-1446/2007.
Установив вышеназванные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о том, что при наличии решения инспекции от 18.12.2006 N 67ДСП, а также решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2007 по делу N А71-1446/2007 представленный в инспекцию ликвидационный бухгалтерский баланс по состоянию на 03.05.2007, в котором не отражена задолженность по уплате обязательных платежей, следует считать недостоверным.
В силу подп. 4 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 данного Кодекса, согласно которой обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества; если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Предприятие не представило суду доказательств погашения вышеназванной задолженности по обязательным платежам.
Согласно ликвидационному балансу по состоянию на 03.05.2007 у предприятия не имеется имущества и денежных средств.
В соответствии с п. 4 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стоимость имущества юридического лица, являющегося коммерческой организацией, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 данного Кодекса, вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
В соответствии со ст. 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом. При обнаружении таких обстоятельств ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, а согласно п. 1 ст. 226 указанного Федерального закона нарушение требований, предусмотренных п. 2 ст. 224 этого же Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
В силу требований ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным при условии, что он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку согласно решению Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2007 по делу N А71-1446/2007 у предприятия имеется кредиторская задолженность по уплате обязательных платежей в бюджет, превышающая стоимость его имущества, что исключает возможность добровольной ликвидации юридического лица (п. 4 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 224, 226 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), отказ инспекции в государственной регистрации предприятия в связи с его добровольной ликвидацией не может нарушать его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах оснований для признания обжалуемого решения инспекции недействительным у судов не имелось, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что представленный ликвидационный баланс по состоянию на 03.05.2007 следует считать достоверным, поскольку в установленный 2-месячный срок налоговым органом не было предъявлено требование об уплате обязательных платежей, не принимается. Непредъявление требования о выплате задолженности по обязательным платежам не исключает обязанность ликвидационной комиссии погасить имеющуюся задолженность в порядке, предусмотренном ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп. 4 п. 3 ст. 44, 49 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, невозможность предъявления в установленный срок соответствующего требования была обусловлена, как следует из решения инспекции от 18.12.2006 N 67ДСП, действиями предприятия, связанными с занижением налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и с представлением в инспекцию налоговых деклараций (расчетов), содержащих недостоверные сведения.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными, отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.07.2007 по делу N А71-3655/2007-А28 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2007 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Банно-прачечное хозяйство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Лиходумова |
Судьи |
Л.В. Дядченко Т.С. Мальцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку согласно решению Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2007 по делу N А71-1446/2007 у предприятия имеется кредиторская задолженность по уплате обязательных платежей в бюджет, превышающая стоимость его имущества, что исключает возможность добровольной ликвидации юридического лица (п. 4 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 224, 226 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), отказ инспекции в государственной регистрации предприятия в связи с его добровольной ликвидацией не может нарушать его права и законные интересы.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что представленный ликвидационный баланс по состоянию на 03.05.2007 следует считать достоверным, поскольку в установленный 2-месячный срок налоговым органом не было предъявлено требование об уплате обязательных платежей, не принимается. Непредъявление требования о выплате задолженности по обязательным платежам не исключает обязанность ликвидационной комиссии погасить имеющуюся задолженность в порядке, предусмотренном ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп. 4 п. 3 ст. 44, 49 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, невозможность предъявления в установленный срок соответствующего требования была обусловлена, как следует из решения инспекции от 18.12.2006 N 67ДСП, действиями предприятия, связанными с занижением налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и с представлением в инспекцию налоговых деклараций (расчетов), содержащих недостоверные сведения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 ноября 2007 г. N Ф09-9635/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника